Улица Якоби

История образования улицы Якоби неразрывно связана с историей самой великой стройки 20 века – строительством Иркутской ГЭС. Улица располагается между левым берегом Водохранилища и ул. Мухиной, от ул. Захарова до ул. Аносова.

21 января 1950 г. был подписан Указ Верховного Совета СССР о начале строительства ГЭС. В феврале 1950 года в Кузьмихе появились гидростроители. На пустыре были установлены первые столбы стройки. Начиналась стройка с создания временных поселков энергетиков, где должны были жить экскаваторщики, водители автомашин, сварщики, бетонщики и мастера других специальностей, которые требовала такая гигантская по тем временам стройка, как ГЭС. Опорной базой строительства энергетики выбрали старое село Кузьмиха, что лежало на южной окраине Свердловского округа. Летом 1950 г. была перекрыта левобережная протока. Перемычка соединила Кузьмиху с будущим районом основных сооружений на островах Березовом и Кузьмихинском. Строительство дороги от Кузьмихи к городу Иркутску шло с марта 1950 года, когда экипаж ЧКД вынул первый ковш грунта из карьера в Кузьмихинском логу, данный грунт и шел на строительство данной дороги.

Отчуждение земель для стройки шло в 1950 и 1951 годах. 23 июня 1950 года Решением исполкома горсовета были переселены гражданы-частновладельцы, проживающие на территории села Кузьмихи, земельная площадь которых отводилась под строительство объектов Иркутской ГЭС. 3 апреля 1951 года при исполкоме горсовета была создана комиссия по переселению граждан-частновладельцев, проживающих на территории пос. Кузьмиха и дер. Малой Разводной, до границ колхоза им. Кирова, в связи с отчуждением земель под строительство объектов Иркутской ГЭС.

Для выполнения работ по строительству Иркутской ГЭС в системе Главгидроэнергостроя Министерства электростанций было организовано специальное строительно-монтажное управление «Ангарагэсстрой», которым выполнялись все строительно-монтажные работы. С 1 января 1955 г. «Ангарагэсстрой» был переведен на подрядный способ, и с этого времени работы по строительству Иркутской ГЭС «Ангарагэсстроем» продолжались по договору с дирекцией строящейся Иркутской ГЭС. Согласно проекту гидроузла нужно было построить временные и вспомогательные сооружения и предприятия объемом 312 тысяч кубических метров, поселки для размещения строительных кадров с жилой площадью 90 тысяч квадратных метров со зданиями культурно-бытового назначения объемом 135 тысяч кубических метров, сеть автомобильных и железных дорог протяженностью 69 км, а также 63 км водопроводных и канализационных магистралей.

На основании решений исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся за № 628 от 28 августа 1952 года и за № 760 от 10 октября 1953 года были присвоены наименования новым улицам в Кировском районе (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета от 15.07.1953 г. Кировский и Свердловский районы были объединены в единый Кировский район). В числе новых улиц значится и улица имени Якоби в так называемом во 2 поселке ГЭС, который во время строительства именовался еще как 7 участок ГЭС.

В книге «Иркутский гидроузел» в статье Е. Бандо «Этапы большого пути» дается такое описание данной территории: «К 1954 году уже не стало ни Кузьмихинского, ни Березового островов, исчезли протоки и рукава Ангары. На острове, где прежде пасся скот, по протокам, где рыбаки ловили хариус, теперь взметнулась громадным земляным валом плотина. …За плотиной, ближе к правому берегу, высились две ажурные эстакады, и н них готовился к труду первый портально-стрелковой кран. Еще дальше – за плотиной и за котлованом – десятки пирамид: это склады грунтов для плотины… У подножия левобережной крутой горы высятся корпуса бетонного завода… А выше – новые поселки гидростроителей с подсобными предприятиями, с десятками улиц и тысячами квартир, со школами, клубами, детскими садами, столовыми и магазинами… И среди них совсем затерялось старенькое село Кузьмиха…».

Улица Якоби (возможно) была названа в честь электротехника Якоби. Борис Семенович Якоби (Мориц Герман Якоби, 1801-1874) – известный немецкий и российский физик и электротехник, благодаря которому был создан электрический двигатель, телеграфный аппарат, а также изобретена гальванопластика. В 1951 году отмечалось его 150-летие.

Справку выполнили сотрудники ОКЛиБ:
Константинова Л.И., Устюжанина Л.И.

Использованная литература:

  1. Восточно-Сибирская правда, 1953. — № 275 (20 нояб.) (постановление о переименовании улиц. Информация от Н. С. Пономаревой [сотрудник библиотеки им. Молчанова-Сибирского, краевед] предоставлена сотруднику ОКЛиБ Константиновой Л.И.).
  2. Где эта улица, где этот дом? – Иркутск, 1993. – С. 96.
  3. Иркутский гидроузел. Иркутское книжное издательство, 1957. – С. 77-78, 126.
  4. Колмаков, Ю. П. Иркутская летопись 1941-1991 гг. – Иркутск, 2010. – С. 151, 163, 164, 629.
  5. Михеева, Р. Г. Свердловский округ 60 лет. – Иркутск, 2004. – С. 39.
  6. Первенец Ангарского каскада: 60 лет Иркутской ГЭС / Архив Иркутской области / интернет-источник
  7. Салацкий, Н.Ф. О былом как было. – Иркутск, 1992. – С. 67.