Улица Марата (Луговая)

Опубликовано: 4 Ноября 2024 г.

Улица Марата расположена в Правобережном округе, в историческом центре города, между улицами Степана Разина и улицей Ленина, от улицы Сурикова до Карла Маркса.

Улица Луговая, ныне – Марата, известна под таким именем ещё с 17 века. Она вела за город, в луга. По ней горожане выгоняли свой скот на пастбища. Официальное название улицы Луговая относится к 1768 году, когда был составлен план Иркутска, на нем и был впервые дан список 18 улиц города, включая улицу Луговая. После «Великой иркутской уличной реформы» 1920 года, Луговая получила имя Жан-Поля Марата, политического деятеля эпохи Французской революции.

История улицы тесно связана с историей становления города. К концу 17 века численность Иркутска приблизилась в первой тысяче человек. К этому времени острог плотно застраивается. Сразу же за стенами острога было небольшое озеро, которое необходимо было осушить. За озером сразу же начиналось заболоченное, топкое место, которому в будущем суждено стать центральной городской площадью. Если же от этого места отправиться к Ангаре, то можно было бы выйти на широкую сухую, покрытую травой полосу, используемую первыми иркутянам в качестве пастбища.

В 1690-х гг. были прорыты канавы до Ангары и спущена вода из озера, располагавшегося южнее острога. Скот на привычные пастбища горожане по тому направлению, что через годы станет улицей Луговой, выгоняли и в конце XVII века, и в начале XVIII века. Свои современные очертания улица Луговая начала принимать в XVIII веке – практически прямая линия, начинавшаяся на берегу Ангары, строго напротив устья Иркута, и через полтора километра упиравшаяся в городскую стену – военное сооружение, состоящее из деревянного палисада.

На красочном плане, составленном геодезистом Михайлой Зиновьевым в 1729 году, была отмечена небольшая площадь для рыночной торговли. Вот как описывает панораму местности тех  времен историк и краевед Н.М. Полунина «Город рос от реки и медленно наступал  на озеро (теперь на этом месте административное  областное здание), на заболоченную луговину (теперь сквер им. Кирова), на топкие болота (ныне предмостный район). Между болотами и луговиной шла сухая полоса (ныне улица Марата), по которой выгоняли скот на пастбища (территория стадиона «Труд»).

15 октября 1765 года приехал в Иркутск первый иркутский губернатор, генерал-майор Карл Львович фон Фрауендорф. Он стал основателем официальных улиц. Его современник, архитектор и краевед А. И. Лосев писал: «… в городе Иркутске по плану собственных его, губернатора, трудов, при его же присутствии были разбиты кварталы и провешаны прямолинейные улицы, которым и расписаны были названия на досках с рукою, путь показывающей кои и были прибиты на всех улицах. Планная чертежная была в его доме».

Молодые геодезисты проводили планировку улиц, разбивали город на кварталы. На всех улицах появились доски с названием улиц и указанием их направления. Итогом этой работы стал план Иркутска 1768 года.

Съемку Иркутска и составление его проектного плана производил местный геодезист и картограф, начальник Иркутской навигацкой школы М. Татаринов. Выполненный им в 1768 г. чертеж города содержал и элементы перепланировки. На тщательно и подробно выписанном плане город «перешагнул» палисад, за ним уже образовалась первая линия зданий, которые должны были войти во вновь образуемые кварталы. Большое пространство занимают в беспорядке разбросанные кирпичные сараи. На месте нынешнего стадиона «Труд» расположились «магазейны» и отведен участок для стеклянного завода. Прямыми улицами в то время были лишь Луговая и Прешпективная.

В начале 1930-х улицу подрезали, уменьшив на 300 метров – территорию от берега до улицы Сурикова заняла Иркутская чаеразвесочная фабрика.

На древнейшей улице города свои отпечатки оставили практически все архитектурные периоды – от допожарных (до 1879 года) до позднесоветских. Здесь из старых, сохранившихся в разной степени обветшалости построек второй половины XIX века большая часть – деревянные, а не каменные. Это косвенно подтверждает предположение, что на этой улице жили обычные горожане – не столь обеспеченные, как иркутские купцы. На перекрестке улиц Марата и Чкалова (ранее – Луговой и Мыльниковской) находится один из самых старых каменных домов Иркутска. Это дом крупного и влиятельного купца 1-й гильдии Николая Прокопьевича Мыльникова, одного из основателей пушного промысла на Дальнем Востоке и Российско-Американской компании. Его построили в 1791 году, о чем в иркутской летописи есть запись: «Сего лета окончен строением каменный дом иркутского купца Мыльникова».

В  самом конце улицы, возле перекрестка с улицей Карла Маркса, стоит двухэтажное деревянное здание (ул. Марата, 70а), которое в комплексе с соседним деревянным зданием более ста лет назад являлось одной из самых больших и комфортабельных гостиниц Иркутска с красивым названием «Метрополь». В феврале 1899 года владелица усадебного места на углу Луговой (Марата) улицы, Юнкерского (Я. Гашека) и Большаковского (Большевистского) переулков Агафья Иустиновна Волкова обратилась с ходатайством в городскую управу на возведение “дома-особняка и доходного дома”. Но это было только начало бурного строительства на ее участке. В июне того же года власти разрешили  устройство каменного двухэтажного и деревянного одноэтажного домов. Могли быть и более ранние запросы на строительство и полученные дозволения, т.к. уже 1 октября 1899 года гостиница “Метрополь” на 30 номеров на Луговой улице приняла  первых постояльцев. Это была первая очередь гостиничного комплекса, который со временем достраивался. В феврале 1901 года было получено разрешение на надстрой второго этажа над существующим деревянным домом. И сразу же вслед за этим, в марте того же года, хозяева просили разрешение на возведение “стеклянной на каменных столбах и рельсах галереи” на углу Луговой и Большаковского переулка. С новыми пристроями увеличивалось и количество номеров. Первоначально владельцем гостиницы “Метрополь” был Николай Павлович Волков. 28 июля 1918 года гостиница была реквизирована для нужд военного ведомства. По некоторым сведениям, в «Метрополе» в конце 1919 года проживали члены правительства А. В. Колчака, заседавшие по соседству — в здании Русско-Азиатского банка. Декретом Иркутского губревкомы от 1920 года гостиница была муниципализирована и передана в распоряжение губернского коммунального хозяйства. В здании располагались комитет помощи амнистированным и управление коменданта города.

В книге Дмитрия Медведева «Иркутск на почтовых открытках» опубликована «Панорама на улицу Луговая». Там изображено: справа двухэтажный дом наследников М. Д. Игумновой, выходящий главным фасадом на Амурскую улицу (ул. Ленина / ул. Марата, 45), в 80-е гг. 19 века находилось губернское правление, затем много лет работала губернская типография. Слева на переднем плане второй корпус и ворота гостиницы «Метрополь». Фото 1911 года.

В 1920 году улице было присвоено имя деятеля Французской революции 18 века – Жан-Поля Марата.

Биографическая справка

Жан-Поль Марат (21.5.1743, Буд­ри, Швей­ца­рия – 13.7.1793, Па­риж), дея­тель Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., из­да­тель, пуб­ли­цист. Из се­мьи про­тес­тант­ско­го учи­те­ля (по др. дан­ным, ре­мес­лен­ни­ка), пе­ре­ехав­ше­го с о. Сар­ди­ния в Швей­ца­рию. В 1759–61 слу­жил гу­вер­нё­ром в г. Бор­до. В 1762–1765 изу­чал ме­ди­ци­ну в Па­ри­же, но кур­са не за­кон­чил. С 1765 жил в Лон­до­не, где во­зоб­но­вил изу­че­ние ме­ди­ци­ны (в 1775 по­лу­чил ди­плом) и на­чал за­ни­мать­ся литературной дея­тель­но­стью. В 1772 ано­ним­но опуб­ли­ко­вал философский труд «Опыт о че­ло­ве­че­ской ду­ше», в 1773 – его рас­ши­рен­ную вер­сию «Фи­ло­соф­ский опыт о че­ло­ве­ке», вы­шед­шую в 1775 на французском языке под названием «О че­ло­ве­ке». Со­чи­не­ние встре­ти­ло иро­нич­ный при­ём у ве­ду­щих фи­ло­со­фов-про­све­ти­те­лей Воль­те­ра и Д. Дид­ро. В 1774 вы­пус­тил ра­бо­ту «Це­пи раб­ст­ва», где на при­ме­ре те­ку­щих по­ли­тических со­бы­тий в Ве­ли­ко­бри­та­нии дал тео­ре­тическое обос­но­ва­ние не­об­хо­ди­мо­сти ре­во­люционного на­си­лия. В 1775 вер­нул­ся во Фран­цию, в 1777 по­лу­чил ме­сто вра­ча при дво­ре графа Ар­туа (бу­ду­щий французский ко­роль Карл Х). За­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ния­ми фи­зической при­ро­ды ог­ня. До­би­вал­ся мес­та в АН, про­явил не­раз­бор­чи­вость в сред­ст­вах, из-за че­го ис­пор­тил се­бе ре­пу­та­цию в на­учном со­об­ще­ст­ве, и был им от­верг­нут. В 1780 опуб­ли­ко­вал в Швей­ца­рии юри­дический труд «План уго­лов­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва», где оп­рав­ды­вал кра­жу пра­вом кра­ду­ще­го на су­ще­ст­во­ва­ние. В 1784 ли­шил­ся мес­та вра­ча, по­те­ряв един­ст­вен­ный ис­точ­ник до­хо­да. В 1-й половине 1789 опуб­ли­ко­вал ряд по­ли­тических пам­фле­тов с при­зы­ва­ми к ре­во­люционному на­си­лию. 12.9.1789 на­чал вы­пуск еже­днев­ной газеты «Publiciste parisien» [c 16.9. вы­хо­ди­ла под назв. «L’Ami du peuple» («Друг на­ро­да»), с 25.9.1792 – «Journal de la République française»]. Га­зе­та бы­ла весь­ма по­пу­ляр­на в низ­ших сло­ях об­ще­ст­ва и при­нес­ла Марату из­вест­ность. Её от­ли­ча­ла рез­кая кри­ти­ка пред­ста­ви­те­лей всех вла­стей, вклю­чая ре­во­люционное боль­шин­ст­во де­пу­та­тов Уч­ре­дительного и За­ко­но­дательного со­б­ра­ний, а так­же по­сто­ян­ные при­зы­вы к фи­зической рас­пра­ве над «вра­га­ми об­ще­ст­ва». Счи­тая, что лю­бая власть – как на­след­ст­вен­ная, так и вы­бор­ная – уг­ро­жа­ет сво­бо­де на­ро­да, а тот слиш­ком «до­вер­чив и про­сто­ду­шен», что­бы эту уг­ро­зу раз­гля­деть, Марат пре­тен­до­вал на роль главного об­ли­чи­те­ля пра­ви­те­лей. Из но­ме­ра в но­мер он пи­сал о «за­го­во­рах» про­тив на­ро­да и тре­бо­вал унич­то­же­ния его «вра­гов» во всё боль­ших ко­ли­че­ст­вах: в ию­ле 1789 го­во­рил о не­об­хо­ди­мо­сти каз­нить 500 чел., в кон. 1789 – 20 тыс. чел., в кон. 1792 – 270 тыс. чел. В январе 1790 и ию­не – ию­ле 1791 Марата пы­та­лись при­влечь к су­ду за под­стре­ка­тель­ст­во к на­си­лию, но оба раза ему уда­ва­лось бе­жать в Ве­ли­ко­бри­та­нию. По­сле свер­же­ния мо­нар­хии 10.8.1792 Марат во­шёл в со­став по­встанческой Ком­му­ны Па­ри­жа. При­зы­вы к рас­пра­вам над «вра­га­ми ре­во­лю­ции» спо­соб­ст­во­ва­ли раз­жи­га­нию на­строе­ний, ко­то­рые при­ве­ли к мас­со­вым убий­ст­вам па­риж­ским плеб­сом 2–4 сентября 1792 за­клю­чён­ных в тюрь­мах. 9 сентября 1792 из­бран де­пу­та­том Кон­вен­та от Па­ри­жа. Вхо­дил в груп­пу мон­тань­я­ров. На про­цес­се над Лю­до­ви­ком XVI про­го­ло­со­вал за его казнь. Был од­ним из наи­бо­лее ре­ши­тель­ных про­тив­ни­ков жи­рон­ди­стов. По­след­ние до­би­лись 12 апреля 1793 при­ня­тия Кон­вен­том дек­ре­та о пре­да­нии Марата су­ду Ре­во­люционного три­бу­на­ла за при­зы­вы к на­си­лию, но 24 апреля  Марат был оп­рав­дан и с три­ум­фом вер­нул­ся в Кон­вент. При­нял ак­тив­ное уча­стие в под­го­тов­ке ан­ти­жи­рон­ди­ст­ского вос­ста­ния 31 мая – 2 июня 1793, по­сле ко­то­ро­го слёг с тя­жё­лой бо­лез­нью, вы­зван­ной нерв­ным пе­ре­на­пря­же­ни­ем. Убит в сво­ём до­ме нор­манд­ской рес­пуб­ли­кан­кой Ш. Кор­де, рас­счи­ты­вав­шей та­ким спо­со­бом ос­та­но­вить гражданскую войну во Фран­ции. По­сле смер­ти Марата, на­ря­ду с М. Ж. Ша­лье и Л. М. Ле­пе­ле­тье, стал од­ной из центральных фи­гур рес­пуб­ли­кан­ско­го куль­та «му­че­ни­ков сво­бо­ды», ко­то­рый ис­поль­зо­вал­ся мон­тань­я­ра­ми в 1793–94 для ре­во­люционной про­па­ган­ды и оп­рав­да­ния по­ли­ти­ки тер­ро­ра.

Составители: Александрова А. В., гл. библиограф ОКЛиБ,
Устюжанина Л. И., библиограф ОКЛиБ

Литература
  • Где эта улица, где этот дом? : справочная книга об Иркутске / сост.: А. Гурулев, Н. Есипенок. — Иркутск : Папирус, 1993. – С. 74.
  • Дулов, А. В. Улицам Иркутска – исторические названия / А. В. Дулов. – Иркутск, 2009. – С. 8, 11.
  • Иркутские повествования. 1661–1917 гг. В 2 т. Т. 1. / сост. А. К. Чернигов. –  Иркутск, 2003. – С. 123, 147.
  • Медведев, С. И. Иркутск на почтовых открытках. 1899 — 1917 = Irkutsk. Picture postcards. 1899 — 1917 : историко-библиографический альбом-каталог / Сергей Медведев ; Центр по сохранению ист.-культурного наследия ком. по культуре администрации Иркутской обл. – Москва : Галарт, 1996. – С. 242.
  • Щербакова, В. П. По улицам родного города / В. П. Щербакова. — Иркутск : Книжное изд-во, 1961. – С. 41.
Периодические издания
  • Бубис, Н. Иркутск острожного периода / Н. Бубис // Земля Иркутская. –  2001. –  № 17. –  С. 13-17.
  • Гаращенко, А. Гостиница «Метрополь» / А. Гаращенко // Проект Байкал : журнал. — 2011. – № 29-30. — С. 174-175.
  • Титов, В. Улица, ведущая к лугам / В. Титов // «Капиталист». – 2018. – № 5 (октябрь – ноябрь). 
  • Улицы с двойными именами / Восточно-Сибирская правда. – 2008 (нояб.).
  • Шахеров, В. П. Городское хозяйство и застройка Иркутска в конце XVIII — XIX вв. /  В. П. Шахеров // Историко-экономические исследования. – 2012. – т. 13. – № 1. – С. 28-51.
Интернет-издания
  • Большая Российская энциклопедия [Текст] : [в 30 т.] / научно-редакционный совет: председатель – Ю. С. Осипов и др. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004 // Режим доступа: https://bre.mkrf.ru/world_history/text/2184816.

Наш сайт использует куки (cookies). Продолжая использование, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.