Материалы

Неистовый Аввакум

Аввакум Петров родился 400 лет назад – 5 декабря 1620 года в селе Григорове Нижегородской губернии. Отец его, Петр, был деревенским священником, сильно злоупотреблял спиртным и рано умер.

Детей главным образом воспитывала мать. Была она женщиной религиозной, строго исполняла все предписания церкви и так же воспитывала детей. Аввакум с детства был очень впечатлительным и глубоко верующим, ему был прямой путь в священнослужители. В 21 год он стал дьяконом, а затем и священником. Он был очень строг и к себе, и к своей пастве, неустанно обличал грех и грешников. Его истовые проповеди у многих заслужили уважение, но у иных и отторжение. Требуя много от себя, он хотел того же и от других, за что частенько бывал бит  прихожанами. С будущим Патриархом  Всея Руси Никоном Аввакум был знаком с детства. Казалось, карьера ему предстояла ослепительная.  Но не за чины он собирался служить.

Аввакум с юных лет видел, что и в храме божьем не всегда ладно. Часто священнослужители служили не столько господу, сколько себе, видя  в церковной должности возможность жить сыто и спокойно, а то и лестницу к карьере и власти. Монастыри и храмы к тому времени обладали огромными богатствами, землями, водами и лесами. Несмотря на движение нестяжателей, которые призывали отказаться от всего этого в пользу аскетизма и святости, церковные земли и утварь только прибывали и множились благодаря щедрым подаркам богатых людей. Состоятельные грешники  надеялись таким способом заслужить отпущение грехов. Люди все это видели, в народе зрело недовольство и осуждение.  Последней каплей стала церковная реформа Никона.

В 1654 году произошло важное для государства событие – Украина присоединилась к Русскому царству.  В  Украине богослужение проводилось по греческим книгам, а в Московии – по византийским. Да и эти византийские книги, многократно переписанные от руки, накопили со временем достаточно отклонений от первоначального образца. Никон задумал привести к единому образцу и книги, и обряд. Аввакум, который одно время был другом и соратником Никона, сам говорил о необходимости реформ в русской церкви и готов был работать над исправлением церковных книг – но по византийскому образцу. Он выступал и как защитник самобытной русской культуры. Аввакум призывал царя ценить и чтить родной язык: «Ты ведь, Михалыч, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и  грамоту нашим языком Кириллом святым и братом его».

Позиция Аввакума отражала мнение значительной части русского народа. Так возник раскол. Движение оппозиции возглавил Аввакум и другие священники. В верхах их слушать не стали, и тогда они пошли в народ. Возникло движение раскольников. Твердые в вере, раскольники готовы были на любые мучения, страдания, ссылку, тюрьму и даже смерть. Казалось бы, формальные причины раскола, потрясшие Русскую православную церковь, мелки: ходить крестным ходом по солнцу или против, дважды или трижды петь «аллилуйя», креститься  двумя или тремя перстами.… Однако  для раскольников двуперстие стало своеобразным знаменем, знаком отличия либо общности.

Большая часть жизни Аввакума прошла в бесконечных ссылках. Иногда его возвращали с условием – не мутить народ. Долго Аввакум не выдерживал, и дело кончалось очередной ссылкой или тюрьмой. Последним жилищем протопопа стала глубокая яма в небольшом городке  Пустозерске, куда его сослали в 1667 году. Это была яма, вырытая в мерзлой, никогда не оттаивавшей земле. В нее был спущен бревенчатый сруб, а между стеной сруба и землей оставался узкий коридор. Все сооружение было покрыто толстыми бревнами и засыпано землей. Получилось что-то вроде могильного холма. В этой земляной тюрьме Аввакум провел 14 лет. Однажды из Москвы прибыл гонец с царским повелением: «за великие на царский дом хулы» приказано было «Аввакума-распопа, заблудиша в ереси, с его товарищами в огонь ставить и в огне том сжечь». Были поставлены три небольших сруба, посреди каждого – столб, пространство заполнили берестой и сеном, таким же материалом обложили и внешние стенки срубов. Возле готовых костров толпился весь Пустозерск. Узники низко поклонились всем, кто пришел проводить их в последний путь.

Путешествие Аввакума по Сибири, 1894 год.

В этой земляной тюрьме Аввакум написал свое главное произведение: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Когда невозможно было достать бумагу, писал на бересте.  «Исповедь» Аввакума долго не печаталась. Она существовала только в списках, в четырех редакциях. Первая бытовала еще в 18 веке, потом она пропала.  В списках «Житие» читали Карамзин и Пушкин.  Напечатано оно было впервые только в 1861 году,  и то по очень плохому списку. Тем не менее, по мнению многих, эта книга обладает всеми важными чертами последующей русской литературы.

Предполагаемое место сожжения протопопа Аввакума

Прошло четыре века, а личность Аввакума по-прежнему остается привлекательной. По словам Д. Быкова, Аввакум создал столб пламени, который стоит в веках и вечно о нем напоминает. Староверы чтут его как святого.  О нем до сих пор пишут книги.  Вот и иркутский писатель Глеб Пакулов посвятил Аввакуму роман «Гарь», который был издан в 2005 году. Потом были и другие издания. Книга есть в библиотеках нашего города, и все желающие могут с нею познакомиться.