Наверное, не найдется в нашей стране человека, который никогда не слышал бы этой музыки. Маршу «Прощание славянки» исполняется уже 110 лет. Он звучал на вокзалах, когда русские воины в 1914 году отправлялись на поля Первой Мировой. Под него уходили на Великую Отечественную. В мирное время с этим маршем провожали молодых парней на срочную службу в армию.
Марш знают все. Эта полная трагического оптимизма мелодия звучит во многих кинофильмах и спектаклях, на парадах и торжественных встречах. А вот имя его автора многим ни о чем не говорит.
Василий Иванович Агапкин, автор удивительного марша, родился в Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Вскоре семья перебралась в Астрахань. Мать умерла, когда Василию был год. Потом умер отец. Мачеха не обижала, но детей ей нечем было кормить. Вася и его сестры пошли побираться на улицах. И однажды он увидел марширующий мимо духовой оркестр. В оркестре были и мальчики. Вася упросил мачеху отвести его к капельмейстеру. И случилось чудо — его приняли учеником. У мальчика оказался абсолютный слух. С тех пор вся жизнь его была связана с армией и музыкой. Отслужив по призыву, он поступил трубачом на сверхсрочную службу.
В октябре 1912 года началась Первая Балканская война. И по случаю отправления на Балканы первых добровольцев Агапкин написал марш. Марш быстро получил признание. На обложке первого издания значится: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам».
После Октябрьской революции Василий Агапкин вступил в Красную Армию и организовал духовой оркестр в своем полку. Потом вернулся в Тамбов и руководил там музыкальной студией и оркестром. Позже жил и работал в Москве. Там он организовал духовой оркестр из беспризорников. Для многих ребят это стало началом музыкальной карьеры.
7 ноября 1941 года на знаменитом параде на Красной площади в Москве Агапкин дирижировал сводным оркестром. Был мороз. Дирижер не может позволить себе лишних движений, и подошвы сапог Василия Ивановича примерзли к брусчатке. Он так и стоял, пока какой-то силач не оторвал его от мостовой, когда по площади двинулась военная техника.
24 июня 1945 года на Параде Победы его оркестр также входил в состав сводного оркестра.
Агапкин писал в основном легкую танцевальную музыку: польки, вальсы. Но зато марш «Прощание славянки» навсегда останется в истории России.
В 90-е годы прошлого столетия некоторые наши сограждане предлагали создать новый гимн России на мотив «Прощания славянки». Иосиф Бродский просил Ростроповича убедить в этом президента России. А с 2004 года марш стал гимном Тамбовской области, где в молодости жил и работал Василий Иванович. Там есть даже памятник самому маршу. И на Белорусском вокзале, где марш так часто звучал в самые тяжелые для страны годы, стоит памятник «Прощание славянки».
Марш был создан для военного оркестра, без слов. А название его отражало одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин – провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение. Но сила воздействия музыки была такова, что за прошедшие 110 лет были написаны десятки текстов на эту музыку. Марш жив и любим, он продолжает звучать.
3 октября в библиотеке имени А. В. Потаниной состоялся музыкально-патриотический час, посвященный юбилею марша и его создателю. Звучала живая музыка. Преподаватель Иркутского педагогического музыкального колледжа Дмитрий Александрович Татарников исполнил на пианино сам марш и другие произведения патриотической тематики. Школьники слушали, затаив дыхание.
Пока существует наша армия, живы ее традиции и героическая память, не искоренен наш русский дух – марш «Прощание славянки» всегда будет гордо звучать, никогда не оставляя слушателей равнодушными.