Улица Лопатина расположена в Октябрьском районе, между улицами Лыткина и Волжской. Пересекается с 3 улицами: Карла Либкнехта, Партизанская, Трудовая. Протяженность улицы составляет 599 метров. История улицы уходит своими корнями в XIX век.
Изначально именовалась 8-я Иерусалимская, в советский период улица 8-я Советская. В 1967 году решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся о переименовании улиц города в честь участников революционной борьбы за власть Советов, улица 8-я Советская была переименована в улицу Лопатина, в честь русского революционера, первого переводчика «Капитала» К. Маркса в России. Застроена жилыми домами.
История улицы рассматривается в общем развитии сети Иерусалимских улиц города.
К концу первой трети XIX в. возможности для расширения центральной части города, заложенные в генеральном плане 1792 г., оказались исчерпанными. В середине XIX в. город стал продвигаться на гору, которую называли Иерусалимской по имени церкви, стоявшей на территории городского кладбища. Изначально Петрушина гора (так называлась издавна Иерусалимская гора) долгое время не застраивалась, так как для строительства была слишком высоко расположенным и неудобным местом. Освоение Иерусалимской горы произойдет в конце XIX — начале XX вв., а в середине XIX в. город только «взбирается» на гору, образовав магистральными улицами — будущими 1, 2, 3 Иерусалимскими (ул. 1 Советская, Красных Мадьяр, Трилиссера).
В 1897 году Иркутск постигло страшное бедствие, значительная часть города была уничтожена пожаром. Сразу после пожара город получил реальную возможность провести регулярную планировку своей центральной части. В то же время новые кварталы в Нагорной части застраивались на основании разработанной проектным планом регулярной застройки, прежде всего, это касалось системы Иерусалимских (будущих Советских) улиц. Согласно плану 1899 года, к перспективам развития городской территории конца XIX – начала XX вв., предусматривалось развитие города в двух направлениях – на Иерусалимской горе и за счет увеличения жилой застройки в предместьях. Сеть Иерусалимских улиц расширялась до 10.
В сентябре 1900 г. Начальник штаба сибирского военного округа сообщил иркутскому губернатору о назначении постоянного пребывания в Иркутске 2-го резервного (Енисейского) батальона в трехротном составе (около 900 человек). А поскольку этот батальон был определен для несения караульной службы, «для него и должно быть отведено вполне удобное казарменное помещение в самом городе». Военные инженеры выбрали место на берегу Ангары, «при въезде в Гороховский выселок (район нынешней ул. Дальневосточной), во вновь распланированной будущей части города за Петрушиной горой, между намеченными улицами 6-й и 8-й Иерусалимскими, Хаминовской и Сукачевской». Территория состояла из четырех «предполагаемых», т. е. запроектированных, но еще не заселенных, кварталов под № 244, 245, 260 и 261. Расчет военных на то, что город уступит землю безвозмездно, поскольку «самая постройка казарм военным ведомством, избавляя город от расквартирования войск, есть уже большая милость правительства, которая потребует от правительства весьма крупных расходов», не оправдался. Дума была категорически против отвода земли в этом районе, поскольку Петрушина гора в условиях чрезвычайно быстро увеличивающегося населения являлась самым удобным и перспективным местом для роста и развития города. Тяжба тянулась более двух лет, и только именной высочайший указ, повелевший отвести именно спорную территорию, сдвинул дело с мертвой точки. Текст указа от 1 декабря 1902 года гласил: «Для возведения казарм Енисейского и Иркутского резервных батальонов в городе Иркутске оказалось необходимым изъять из владения названного города земельный участок, пространством до 6 десятин, в пределах предположенных на Петрушиной горе городских кварталов под № 244, 245, 260 и 261».
В итоге участок в шесть десятин был оценен в 15 840 руб. и передан военным, после чего началось строительство казарм, проведенное в очень сжатые сроки. Однако в градостроительном отношении возведение казарм в этом месте не было удачным решением, и в этом опасения иркутских властей оправдались: выделенная территория с закрытыми внутри отведенных кварталов улицами для проезда явилась помехой, своеобразным тромбом для развития городской застройки в этом направлении. Вместо проектировавшихся генеральным планом Иркутска 1899 г. десяти параллельных Иерусалимских улиц впоследствии образовано лишь восемь (известны как улицы 1—8-я Советские).
В ноябре 1904 года, согласно записям в Летописи (Колмакова), в Нагорной части, на месте, где были расположены кирпичные сараи, проложены улицы 4, 5, 6, 7 и 8-я Иерусалимские. Так называемыми «кирпичными сараями» назывались промышленные заведения по изготовлению кирпича. Данные сараи существовали на данной территории с 40-х гг. XIX в., об этом писал В. И. Вагин в своих воспоминаниях «Сороковые годы в Иркутске»: «На Иерусалимской горе, за церковью, были кустарники да кирпичные сараи».
В мае 1908 года иркутский летописец Нит Романов в своем дневнике писал: «Петрушина гора быстро застраивается, уже имеется 12 Иерусалимских улиц».
После революции все Иерусалимские улицы стали называться Советскими – под теми же самыми номерами. Но не все эти названия прижились. В дальнейшем часть из этих улиц также были переименованы еще раз.
Биографическая справка
Лопатин Герман Александрович родился в 1845 году в Нижнем Новгороде, в небогатой дворянской семье. В 1861 году окончил с золотой медалью Ставропольскую мужскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1867 году ездил в Италию сражаться на стороне Д. Гарибальди. Вернувшись в Россию, Лопатин задумал создать общество для изучения экономики страны, быта народа, его способности восприятия идей социализма, для изучения способности народа воспринять социалистические идеи, но в 1868 был арестован, сослан в Ставрополь. С 1869 года младший чиновник особых поручений при губернаторе Ставропольской губернии. Вёл революционную пропаганду, в 1870 в связи с угрозой ареста бежал в Петербург, организовал побег из ссылки П. Л. Лаврова и вслед за ним уехал за границу. За границей начал перевод первого тома «Капитала» Карла Маркса. Летом 1870 года уехал в Англию, где лично познакомился с Марксом; в сентябре того же года был введён там в состав Генерального совета I Интернационала. В конце 1870 года выехал в Сибирь с целью организовать побег Н. Г. Чернышевского из ссылки. В 1871 году эти намерения были раскрыты и пресечены заключением, которое проходило в тюрьмах Иркутска и Вилюйска. 5 января 1871 года был арестован. Подготовку побега Н. Г. Чернышевского следствию доказать не удалось. За попытку побега Лопатин был переведен в одиночную камеру иркутской тюрьмы. 15 июля 1871 окружным судом был приговорен к поселению в Сибири. После обжалования приговора губернский суд назначил наказание в виде денежного знака за жительство под чужим именем. По личному распоряжению шефа жандармов оставался в заключении до конца 1871 года. После освобождения, дав подписку о невыезде, поступил на службу в Иркутскую контрольную палату. Давал частные уроки. Поддерживал дружеские отношения с Щаповым. В августе 1872 года, опасаясь повторного ареста, бежал на лодке по реке Ангаре. Был задержан в городе Томске. В сентябре 1872 года был возвращен в Иркутск и помещен в тюремном замке. Вызвал интерес генерал-губернатора Синельникова, пытавшегося привлечь его к делу преобразования Сибири и ходатайствовавшего о прекращении дела, в чем было отказано. В 1873 году в Иркутске во время судебного перерыва по делу о его побеге дерзко сбежал от конвоя, укрывшись в тайге. Добрался до Санкт-Петербурга, откуда выехал за границу в Лондон, где занялся переводческой и литературной деятельностью. Сотрудничал в журнале Лаврова «Вперёд!», занимался переводами, несколько раз нелегально посещал Россию. В 1884 году вернулся в Россию, Лопатин принимается за воссоздание разгромленной царизмом революционно-народнической организации «Народная воля», но его арестовывают и сажают в Шлиссельбургскую крепость. Во время революции 1905 года Герман Лопатин был освобожден по амнистии. Умер Лопатин 25 декабря 1918 года в Петрограде.
Литература
Устюжанина Л. И., библиограф ОКЛиБ,
Александрова А. В., гл. библиограф ОКЛиБ