
Неделя детской книги: История с продолжением
Опубликовано: 4 Апреля 2025 г.
В последнюю неделю первого квартала с 22 по 30 марта по сложившейся доброй традиции в библиотеках проходили мероприятия Недели детской книги. В этом году книжный праздник под названием «История с продолжением» был посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и приурочен к Году защитника Отечества в Российской Федерации. В рамках Недели детской книги прошел целый комплекс книжных мероприятий, посвященных детской литературе и ее героям. Всего было проведено 35 мероприятий, которые посетили 842 читателя, в том числе 776 детей.
В дни весенних каникул в муниципальных библиотеках Иркутска детей и взрослых ждала чудесная страна книг. Дошколята и ребята постарше с интересом слушали сказки и рассказы о героях Великой Отечественной войны, о своих сверстниках и их подвигах, а также о животных, которые наравне с людьми помогали приближать Великую Победу. В основу практически всех рассказов вошли реальные случаи и истории. Дошколят не оставили равнодушными рассказ Константина Паустовского «Похождения жука-носорога», стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». Младшие школьники приняли участие в интерактивном мероприятии – музей проживания по рассказу Юрия Яковлева «Как Сережа на войну ходил» произвел на ребят неизгладимое впечатление. Подростки узнали об уроженце Забайкальского края снайпере Семене Номоконове, послушав отрывки из книги Сергея Зарубина «Трубка снайпера».
Как всегда незабываемыми, оказались встречи с иркутскими писателями. Самые юные читатели узнали от Юрия Баранова об увлекательных приключениях Таси и её друзей Медвежутки, Мурысенка и Хихишки. О том как появились на свет Буля, Комарик и совенок Вовка, а также о том, как появляются новые сюжеты и пишутся книги рассказал дошколятам Евгений Хохряков. Светлана Михеева поведала малышам о необычных героях своих книг – Букинавчике, Пасятке, Патамуште и Кривочервячке. А Елена Анохина сама с удовольствием слушала, как ребятишки задорно читают ее стихи и делятся собственным творчеством. Младшие школьники завороженно слушали и играли в веселые игры с Марией Артемьевой и вдохновились творчеством Анны Масленниковой. Перед Майей Тропиной многие хотят показаться очень эрудированными и начитанными, но при этом ей задают больше всего вопросов, например, о том, чем любит лакомиться медведь или сколько ног у гаммаруса. Читающие семьи собрались в библиотеке для того, чтобы поиграть в иркутский алфавит вместе с Еленой Чечельницкой. Самым популярным автором в этом году оказалась Ксения Неволина, ведь ее кастрюлька, в которой варится чудо очень полюбилась юным иркутским читателям разных библиотек.
Дети с увлечением делились своими впечатлениями от прочитанных книг, рассказывали о любимых книжных персонажах, отвечали на вопросы сказочных викторин, отгадывали забавные загадки о книгах и чтении. Легко и непринужденно, задорно и весело прошла игра «Мы тоже так можем!» по творчеству Сергея Михалкова. Дошкольники отправились в путешествие в «Книжное царство – мудрое государство», где впервые познакомились с библиотекой. Младшие школьники увлеклись рассматриванием иллюстраций к рассказам о войне и пришли к выводу, что в книге важен не только текст. Дети весело попутешествовали по сказке Петра Ершова «Конек-горбунок», отгадывали наощупь волшебные предметы, оживляли Жар-птицу и помогали освободить корабли, проглоченные китом. Подростки познакомились с биографией и началом творческого пути Анны Коэн, погрузились в мир ее произведений и узнали о знаменитой трилогии «Геммы. Сыскное управление». Школьники с увлечением слушали рассказ об истории создания книги, из какого материала изготавливались первые книги: глина, папирус, пергамент, береста, шелк, бумага, узнали о первых древних библиотеках и о первых книгопечатниках Иоганне Гуттенберге и Иване Федорове.
На мастер-классах, которые так же состоялись в рамках Недели детской книги, ребята старались вложить частичку своей души в каждую работу. После чтения рассказов «Тульские пряники» Сергея Алексеева и «Шестой-неполный» Анатолия Митяева дети с удовольствием рисовали иллюстрации к ним, а также изготовили открытки ко Дню Победы и «голубя мира» в технике оригами, как символ памяти обо всех погибших на войне. Подростки послушали рассказ о часовых памяти, смело взялись за клей и ножницы и смастерили миниатюрные поделки, изображающие «Вечный огонь».
Кроме этого, в рамках Недели детской книги, 24 марта библиотеки иркутской ЦБС приняли участие во II Областной литературной акции единого действия «День чтения вслух». В библиотеках состоялось 21 мероприятие для детей разного возраста. Все мероприятия прошли под девизом «Читать, чтобы помнить о войне». В этот день для ребятишек читали произведения о Великой Отечественной войне библиотекари и волонтеры, иркутские писатели и актеры, депутаты и представители городской и областной администрации, преданные читатели и друзья библиотек, представители советов ветеранов и участники специальной военной операции.
Так, например, пятиклассники с интересом слушали отрывки из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» в исполнении министра образования Иркутской области Максима Александровича Парфенова и начальника управления культуры г. Иркутска Ольги Александровны Стрекаловской. Рассказ И. Комлева «Лепёшка» читала дошкольникам специалист отдела по работе с публичными мероприятиями и представительными органами местного самоуправления Управления реализации общественных инициатив аппарата администрации города Иркутска Анастасия Сергеевна Лунегова. Депутат Законодательного собрания Иркутской области 4 созыва – Анатолий Васильевич Обухов прочитал и обсудил с ребятами рассказы из книги Анны Печерской «Дети – герои Великой Отечественной Войны». Живой интерес у школьников вызвал рассказ Льва Кассиля «У классной доски», который прочитала депутат молодёжного парламента при Думе города Иркутска Ангелина Александровна Пирч. Специалист пресс-службы Иркутского питомника собак «К-9» Илья Игоревич Богатиков рассказал маленьким читателям о работе питомника, о его участии в гуманитарной экспедиции в Донбасс по спасению животных, где удалось эвакуировать 250 питомцев, оказавшихся без хозяев в разрушенных зданиях. Далее в формате громких чтений с интерпретацией исторических фактов и пояснением важных моментов Илья Игоревич познакомил детей с интересным рассказом об отважной немецкой овчарке Джульбарс, который был награжден медалью «За боевые заслуги». Рассказ Сергея Алексеева «Последний штурм» читал младшим школьникам инструктор по тактической подготовке, участник Организации ветеранов разведки и спецподразделений Рычков Дмитрий Александрович Волонтеры чтения и участники Движения Первых Александра Маслова и Лилия Дербина познакомили дошколят с интересной солдатской сказкой Константина Паустовского «Похождения жука-носорога». Иркутские писатели Михаил Соловьев, Юрий Харлашкин и Ксения Неволина в этот день рассказывали школьникам не о своем творчестве, а говорили с детьми о трудном времени Великой Отечественной. Люди театральных профессий – участник театра «Диалог» и литературно-драматического театра-студии «Слово» Антон Геннадьевич Лухнев и актриса театра Пилигримов Валентина Инишева привнесли в громкие чтения свою актерскую изюминку. После чтения библиотекарем школы №24 Ивановой Натальей Ивановной отрывка из повести Любови Воронковой «Девочка из города» на полках библиотеки не осталось ни одного экземпляра этой книги – ребята все разобрали, чтобы дочитать дома. А присутствие почетных читателей представителей Свердловского окружного совета ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов: Лидии Сергеевны Преловской, Ларисы Владимировны Суровой и Геннадия Афанасьевича Мельникова позволило младшим школьникам непосредственно прикоснуться к истории и прочувствовать живой отголосок тех трудных и героических времен. Читатель и ребенок войны Людмила Михайловна по ходу чтения делилась своими впечатлениями о том времени. Людмила Михайловна Исполинова рассказала детям о военном и послевоенном времени.
Совместное чтение объединило ребят и взрослых, заставило их сопереживать героям, сострадать им, гордиться ими, и понимать величие подвига победителей. Акция оставила неизгладимое впечатление на учащихся, укрепив их понимание важности исторической памяти и роли книги в её сохранении. Дети уходили из библиотек с чувством гордости за свою страну и с глубоким пониманием цены Победы.