Материалы

«Александр Пушкин или Джоан Роулинг?». Анализ результатов исследования «Что читают подростки»

Организационно-методическим отделом по работе с детьми и юношеством Централизованной библиотечной системы г. Иркутска было организовано исследование «Что читают подростки». Целью данного исследования является изучение читательских предпочтений современных подростков.

Исходя из цели, организаторы определили задачи: выявить характер чтения подростков и определить какую литературу они выбирают для свободного чтения. Методом исследования был выбран наиболее популярный вид опроса – анкетирование.

Инструментарий исследования – анкета, состоящая из 6 вопросов. В анкету были включены как закрытые – анкетные вопросы, на которые респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые вопросы, где респонденты должны были самостоятельно сформулировать ответ на заданный вопрос и вписать его в анкету. Кроме того анкета содержала альтернативные вопросы – вопросы, на которые респонденты могли дать только один ответ из нескольких предложенных, и неальтернативные вопросы – вопросы, на которые можно было дать несколько ответов, наиболее подходящих респонденту.

В качестве объекта исследования выступили подростки – учащиеся 5-8 классов. Анкета заполнялась ими как при непосредственном посещении библиотеки, так и в школах. Анкета включила в себя вопросы о характере чтения подростков и их читательских предпочтениях. Завершалась анкета паспортичкой, где респондентам было предложено указать свой возраст и принадлежность к полу.

Анкетирование проводилось в 24-х библиотеках и 2-х библиотечных пунктах Централизованной библиотечной системы. Так же необходимо отметить, что на усмотрение библиотекарей, часть анкет была передана библиотечным партнерам – в средние общеобразовательные школы г. Иркутска. Всего было собрано и обработано 693 анкеты.

Участники анкетирования

Как уже было сказано ранее, в исследовании приняли участие подростки (учащиеся 5-8 классов) от 10 до 15 лет, среди которых были 381 (55%) девочка и 312 (45%) мальчиков. 

Первая часть анкеты была посвящена отношению респондентов к книге и чтению. Что касается регулярности чтения, то 305 (44%) подростков читает несколько раз в неделю, ежедневно читают 178 (25,7%) опрошенных, 130 (18,8%) респондентов читают 1-2 раза в месяц и очень редко читают 80 (11,5%) детей. Ответ «совсем не читаю» организаторы приняли решение не вставлять в анкету, так как школьники в любом случае читают учебники, а так же справочную и художественную литературу по школьной программе. 

Периодичность чтения подростков

Интересно отметить, что девочки читают чуть больше мальчиков. Так из 178-ми ежедневно читающих подростков – 114 девочек и 64 мальчика. Из 305-ти ребят, которые сказали, что читают несколько раз в неделю 184 девочки и 121 мальчик. Обратная картина наблюдается среди очень редко читающих подростков – из 80-ти этих ребят только 26 девочек и в два раза больше мальчиков – 54.

Периодичность чтения. Разделение по половому признаку

Организаторы предложили подросткам охарактеризовать свое чтение и выяснили, что 350 (50,5%) опрошенных читают литературу по собственному выбору, 270 (39%) респондентов читают литературу по школьной программе, 129 (18,6%) – пользуются советами друзей и родных. В данном пункте наблюдается такая же тенденция, как и в предыдущем, что подтверждает нашу догадку – девочки обращаются к книге чаще мальчиков.

Характер чтения подростков

Следующим пунктом в анкете подросткам было предложено выбрать из трех предложенных вариантов, какую книгу им больше нравится читать: бумажную, электронную или аудиокнигу. На данный вопрос респонденты могли выбрать более одного варианта ответов. По результатам можно сказать, что бумажная книга не теряет своей значимости, потому что из всех опрошенных подростков 540 (78%) выбрали именно ее. Почти поровну подростки выбрали электронную книгу – 149 (21,5%) и аудиокнигу – 148 (21,3%).

Предпочтения подростков по носителям информации

Отношение к чтению – это очень важная характеристика. Она свидетельствует о том, что вопреки бытующему мнению «подростки мало читают», у современных подростков в целом сохраняется положительное отношение к книге и чтению.

Вторая часть анкеты была посвящена читательским предпочтениям. На вопрос «Произведения какой формы тебе нравится читать?» 380 подростков ответили – рассказы, что составило 54,8% от всех опрошенных. На втором месте оказались романы, так ответили 240 респондентов, что составило 34,6%. И третье место в данном рейтинге заняли повести. Так ответили 197 опрошенных, что составило 28,4%. С небольшим отрывом от третьего на четвертом месте оказались графические романы. Их читают 189 подростков, что составило 27,3%. Далее соответственно рейтингу разместились стихотворения – 130 (18,7%), басни – 72 (10,4%), новеллы – 70 (10,1%) и пьесы – 34 (4,9%).

Распределение литературы по формам

Следующим вопросом организаторы предложили подросткам выбрать виды литературы, которые им больше нравятся. На данный вопрос ребята так же могли выбрать несколько вариантов из предложенных ответов. Первым по популярности ответом, оказалась художественная литература, так ответили 506 (73%) подростков. Вторым и третьим по популярности ответами стали соответственно научно-популярная литература (произведения о науке, научных достижениях и ученых) – 152 (22%) и документальная литература (биографии реальных людей, истории стран, расследования) – 150 (21,6%). Так же выяснилось, что периодику любят читать 109 (15,7%) опрошенных, учебную литературу предпочитают 83 (12%) подростка и справочники, словари и энциклопедии, т.е. справочную литературу выбрали 54 (7,8%) подростка. Надо сказать, что 10 респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Распределение литературы по видам

На вопрос «Каким жанрам ты отдаешь предпочтение при выборе литературы для «свободного чтения» вне школьной программы?» подростки могли выбрать один или несколько ответов из предложенного списка, или дать свой ответ. По данному вопросу картина сложилась следующая. Подростки во все времена были и остаются натурами увлеченными и увлекающимися, об этом говорят следующие результаты. Наиболее востребованным жанром оказались приключения, этот ответ выбрали чуть больше половины респондентов – 386 (55,7%). Почти поровну распределились голоса подростков при выборе фэнтези – 289 (41,7%) и мистики – 286 (41,3%). Следующими по популярности жанрами выступили ужасы – 263 (38%), детективы – 259 (37,4%) и легенды и мифы – 201 (29%). О следующих в нашем рейтинге жанрах: боевиках и романах о любви, стоит сказать отдельно. Романы о любви выбрали 147 (21,2%) подростков, однако это были преимущественно девочки – 127, и только 20 мальчиков. Обратная картина представляется с боевиками. Этот жанр выбрали 141 (20,3%) подросток, из которых 101 мальчик и только 40 девочек. Далее по популярности распределились жанры: научная фантастика – 138 (20%), сказка – 97 (14%) и исторический роман – 79 (11,4%). Выбрали вариант «другое» и написали свой ответ – 18 (2,5%) подростков. Среди этих ответов фигурировали такие жанры как комедия, психологический роман, фанфики, а так же несколько подростков затруднились выбрать жанр и написали, что читают то, что задают в школе.

Распределение литературы по жанрам

Последним в анкете и самым объемным как по ответам, так и по обработке пунктом оказалось предложение назвать одного или нескольких любимых или наиболее понравившихся авторов и их произведения. Отвечая на данный вопрос, большинство подростков выбрали художественную литературу. Однако нашлись и такие ребята, которые среди любимых назвали 29 наименований книг, среди которых были энциклопедии по истории, зоологии, технике, медицине, научно-популярную литературу по психологии, финансам, здоровому образу жизни и спорту, а так же биографии знаменитостей. 

Если говорить о художественной литературе, то здесь было названо около 350-ти разных авторов. Эти ответы организаторы разделили на 4 части: классическая русская и современная русская литература и классическая зарубежная и современная зарубежная литература. Чаще всего – 509 раз подростки вспоминали русскую классическую литературу. Среди самых популярных русских классиков были названы А.С. Пушкин, респонденты упомянули о нем 125 раз, при этом указаны были и его стихотворения, и сказки, и повести, и романы. Н.В. Гоголя подростки назвали 52 раза, 32-х упоминаний удостоился Л.Н. Толстой и на четвертом месте оказался М.Ю. Лермонтов, его в своих ответах ребята указали 24 раза. Кроме прозаиков подростки так же указывали в своих ответах и поэтов, таких как С.А. Есенин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев и других. Из указанных данных можно сделать вывод, что ребята не забывают русскую классику, однако, скорее всего, ученики вспоминают тех авторов, которых изучали по школьной программе. 

На втором месте по популярности у современных подростков стоит современная зарубежная литература, 319 респондентов в своих анкетах указали именно этих авторов и их произведения. Среди самых любимых оказались британская писательница Джоан Роулинг с ее серией книг о мире магов, о ней упомянули 66 подростков и американский писатель Стивен Кинг, о котором сказали 60 опрошенных. Эти авторы сейчас популярны во всем мире, их книги издаются и переиздаются огромными тиражами, о них говорят по радио и показывают на телевидении и, конечно же, современные российские подростки не отстают от литературной моды и выбирают для чтения именно их книги. Немного отстает от этих авторов, и находится на третьем месте в списке современной зарубежной литературы еще одна британская детская писательница Холли Вебб, имя которой было упомянуто в 22-х анкетах. 

Третье место в нашем рейтинге художественной литературы занимают современные русскоговорящие авторы, которые были указаны в 205-ти анкетах. Среди них самой популярной оказалась украинская писательница в жанре подростковой фантастики и фэнтези Н.В. Щерба с ее книжными сериями «Часодеи», «Чародол» и «Лунастры». Ее фамилия прозвучала в анкетах 25-ти подростков.  Второе место в этом списке разделили два писателя-фантаста, набравшие одинаковое количество голосов – по 15, автор серий книг про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева – Д.А. Емец и создатель серии циклов книг «Пандемониум», «Пардус» и «Зерцалия» – Е.Ф. Гаглоев.  Еще один современный российский автор, книги которого оказались популярны у 14-ти респондентов – это российская писательница, автор детских детективов Е.Н. Вильмонт.

Последнее, не по значению, а по порядку место среди художественной литературы у опрашиваемых подростков занимает зарубежная классика. Эту литературу указали в своих ответах 199 респондентов. Среди авторов, наиболее часто упомянутых в анкетах, фигурируют Жюль Верн, о нем сказали 27 опрошенных, Марк Твен – 17, Рэй Брэдбери – 13 и Герберт Уэллс – 10.

Отдельно хотелось бы отметить, что опрашиваемые подростки упомянули и произведения иркутских авторов. Так, например, 5 респондентов вспомнили «Уроки французского» и другие рассказы В.Г. Распутина, трое написали произведения В.А. Имшенецкого «Зашифрованные маршруты», «Тайник комиссара» и «Подмена», 1 подросток назвал драматурга А.В. Вампилова. Еще 2 опрошенных назвали произведения современных иркутских авторов: «Шах и Машка» Е.М. Хохрякова и «Плохой, жестокий, самый лучший» Е.А. Шолоховой. 

Не обошлось анкетирование и без библиотечного юмора. Несколько читателей немного запутались в произведениях и их авторах. Так, например, один участник анкетирования причислил знаменитую басню «Стрекоза и муравей» перу М.Ю. Лермонтова, а другой респондент написал, что И.А. Крылову принадлежит «Кавказский пленник». Еще один подросток поместил главных персонажей романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» в два раза глубже, изменив название произведения на «Сорок тысяч лье под водой». 

Не смотря на небольшие погрешности в формулировке ответов на последний вопрос анкеты, в целом можно сказать о современных подростках, что это читающее поколение и положительное отношение к книге и чтению у них сохраняется. Организаторы исследования считают, что достигли цели и выполнили поставленные задачи. Результаты анкетирования показали, что подростки читают не только то, что задано в школе, но и по собственному выбору. Даже если кто-то из них не приходит в библиотеку за бумажной книгой, то читает электронную или слушает аудиокниги. Не смотря на то, что современным подросткам, так или иначе, приходится обращаться к учебной и справочной литературе, художественная литература занимает значительное место в их чтении. Для свободного от школьной программы чтения подростки выбирают развлекательную литературу: приключения, детективы, мистику, и проявляют примерно равный интерес как к комиксам и графическим романам, так и к классической литературе.

Александра Немцева,
заведующая организационно-методическим отделом
по работе с детьми и юношеством