Материалы

«Художник и детская книга»

Детская библиотека им. А. С. Пушкина приготовила  онлайн-викторину, посвященную  художникам-иллюстраторам, чьи рисунки украшают детские книги.

«Детская книга без иллюстрации – такой же абсурд, как костёр без огня. Иллюстратор всегда соавтор».
И. Токмакова

Открыв книгу, мы наслаждаемся её сюжетом, представляем  себе героев произведения, с помощью иллюстраций, фантазируем. Но бывает так, что мы даже не задумываемся о том, кто является автором рисунков. Ведь на обложке крупными буквами указан автор книги. Фамилию художника не так-то просто найти, обычно она располагается на последней странице книги. А ведь создание волшебного и удивительного мира книги – это совместная деятельность писателя и иллюстратора. 

Сейчас дети не могут представить себе книжку без картинок. Однако раньше детские книжки не иллюстрировались. Специально работать над детскими изданиями советские художники начали только в 1925 году. В это время был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве. 

Каждый художник работает в определённом стиле, таким образом, мы можем увидеть различие между художественным оформлением одного литературного произведения разными авторами. Например, иллюстрации Максима Сергеевича Митрофанова и Антона Яковлевича Ломаева к  сказке В. Гауфа «Халиф-аист» отличаются друг от друга техникой, насыщенностью красок и многим другим. 

Основываясь на художественных предпочтениях, читатель выбирает книгу с полюбившимися ему картинками. Образы, возникшие при просмотре картинок, сохраняются на долгие годы. Возникает желание передать свои впечатления друзьям, родным и близким. Так, известный художник, график, актёр Анатолий Елисеев делится своим воспоминанием о своей первой прочитанной книге: «Я очень хорошо помню первую книгу, которая поразила меня в детстве. Жили мы тогда не богато, детских книг с цветными иллюстрациями не было. И вот, однажды, родители пошли в гости к какому-то обеспеченному человеку и взяли меня с собой. Там меня, чтобы не мешался под ногами, отправили в отдельную комнату, где прямо на полу, на ковре лежала большая красивая книжка с картинками…Как тогда, еще в дошкольном возрасте, первая книга с картинками открыла мне целый мир, так и сейчас фантазия может начать работать от любой детали или услышанной где-то фразы».

Анатолий Елисеев

Детский художник, используя изобразительные средства, помогает ребёнку правильно понять смысл произведения, воспитывает чувство прекрасного, погружает в культуру народа, учит традициям. Художник и график Марина Евгеньевна Успенская знакомит нас с русским фольклором – со сказками. Посмотрев на рисунок к «Серебряному копытцу», мы слышим, как хрустит снежок под ногами у волшебного козлика, увидев интерьер русской избы, в которой живут Кокованя и Дарёнка, можем представить как дымит печка, почувствовать запах блинов. 

Работы художников заставляют нас погрузиться в историю нашей Родины, пережить сложные и трагические страницы её истории. Тема Великой Отечественной войны стала основной в творчестве Ивана Львовича Бруни. Он сам прошёл всю войну от начала и до конца. Первые свои творческие работы создавал на фронте: «В 1943 году наша бригада находилась на переформировании. Я стал пробовать рисовать портреты солдат. Неожиданно получилось похоже. Эти портретики солдаты вместо фотографий посылали в письмах домой. Я даже отладил соответственный формат – под конверт». Один из его значительных циклов графических рисунков посвящен поэме Твардовского «Василий Тёркин».

Иван Бруни

Изучая творчество художников-иллюстраторов, возникает вопрос: «Почему же их работы так трогают читателя?». Секрет в том, что мастерство иллюстратора заключается не только лишь в применении изобразительных техник, фантазии и таланта. Необходимо ещё обладать доброй душой и тогда непременно можно найти отклик в сердцах людей.

А вы любите рисовать?

Швалева Т. Ф., зав. СЭИ