Материалы

«Книги – как мостовая, ты по ним идёшь вперёд»

Уходящий год был отмечен еще одним ярким юбилеем. Президент Международной ассоциации детских фондов, писатель, общественный деятель Альберт Анатольевич Лиханов отметил своё 85-летие.

В честь этого события был проведен конкурс «Читаем Альберта Лиханова: книги о вере, надежде, любви». Детская библиотека им. А.С. Пушкина пригласила к участию ребят из школы-интерната для обучающихся с нарушениями зрения № 8, дружба и сотрудничество с которыми длится уже много лет. Старшеклассники Кошкарова Екатерина, Елизов Вячеслав, Петров Егор с удовольствием откликнулись на предложение. Учащиеся представили на конкурс творческие работы в разных номинациях и жанрах. Это были рисунки, размышления, подсказанные книгами писателя, буктрейлеры и сочинения. Все трое стали победителями. Два сочинения ребят мы хотим предложить вашему вниманию.

Номинация – «ДЕТИ ПОБЕДЫ» 

Сочинение «Остаться человеком», по повести Альберта Лиханова «Последние холода».

Участник – Елизов Вячеслав Юрьевич.

Возраст – 17 лет.
Учебное заведение — ГОКУ ИО специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения №8 г. Иркутска.
Класс — 10 «А».

                                            Остаться человеком. 

Как часто мы задумываемся о том, где та грань человечности, перешагнув через которую, мы уже не сможем называться людьми? Как остаться человеком даже в самых тяжёлых условиях? И что, вообще, такое, человечность? Где же правда? И как научиться ценить то, что уже имеешь? Вот те основные вопросы, которые я открыл для себя в повести Альберта Лиханова «Последние холода». 

Герои произведения — такие же люди, как и мы с вами, только живут они в куда более сложных условиях. Глядя на них, невольно завидуешь их выдержке. Ведь, не смотря на все трудности жизни во время Великой Отечественной войны: голод, холод и нападки тех, кто стремится урвать последний кусок любыми способами, даже тогда остаются те, кто еще сохранил человечность. 

Действие книги разворачиваются в 1945-м году, когда война хоть и должна была вот- вот закончиться, лишения и тяготы никуда не исчезли. Люди все еще выживают, как могут, надеясь дожить хотя бы до завтра. В центре сюжета — три главных героя. Первый — мальчик Коля, от чьего лица и ведётся повествование. Отец мальчика давно ушел на фронт, но скоро должен вернуться. 

Однако, по местным меркам, живёт мальчик достаточно хорошо: у него есть крыша над головой, он учится в школе и скоро закончит третий класс — тут стоит отметить, что в то время для окончания школы достаточно было четырёх классов образования. У Коли есть любящие мама и бабушка, которые всеми силами пытаются уберечь мальчика от превратностей войны. В общем, мальчик почти не знает забот. 

Вторым главным героем повести является Вадим, которого язык не поворачивается назвать мальчиком. Не смотря на возраст, а он старше Коли всего на 3 года, воспринимается Вадим как взрослый мужчина, умеющий постоять за себя и за близких. Таких, как он, называют шакалами. 

Ему приходится ходить по столовкам и попрошайничать еду, а то и воровать. Все это ему приходится делать не от хорошей жизни, голод просто не оставляет выбора. Да и волнуется он не столько за себя, сколько за младшую сестрёнку и за больную мать. 

   Младшая сестра Вадима — Мария, ровесница Коли, хоть и не кажется такой уж взрослой, но переносит трудности так же стойко, как и брат, и «шакалит» вместе с ним.

Разные люди, разные судьбы, волею случая они однажды пересекаются. Смогут ли они стать друзьями или же их пути разойдутся? Эта замечательная история о сложных человеческих взаимоотношениях, о подлости и чести, о добре и зле точно не оставит никого равнодушными. 

Персонажи повести вышли очень живыми, а мотивы их действий не кажутся притянутыми за уши. Взять, к примеру, того же Вадима: да, он порой совершал поступки, которые нам, обычным обывателям, могут показаться дикими и аморальными. Однажды он даже своровал кусочек хлеба у маленькой девочки. С одной стороны — подло и низко, с другой – голод, отчасти, приглушает совесть. К тому же, Вадим у нее не единственный оставшийся кусочек отнял.  И Коля при виде этой сцены задаётся вопросом: «Человек владеет голодом, или голод человеком?». Наверное, на этот вопрос можно ответить, только пройдя через голод. 

 Куда хуже Вадима поступают, так называемые «гладкие», которые, будто свиньи, во время царящего вокруг голода, едят наперегонки, а объедки отдают воробьям, чтобы «шакалам» не оставлять. Они не ценят то, что имеют, и с презрением относятся к тем, у кого нет ничего. 

Еще хуже — стаи рослых малолетних бандитов, коих тогда было хоть отбавляй и которым не осмеливались противостоять даже взрослые. Пользуясь правом силы, они отбирали еду у слабых, и ничего им за это не было. Именно такие личности вызывают отвращение и презрение, а Вадим и Мария, по сути, никому ничего плохого не сделали. 

А Коля как бы живёт в двух мирах. Один мир состоит из уютного дома, любящей семьи, школы и любимой учительницы. Второй мир — это столовка с шакалами, бандитами и обычными детьми, улицы с голодной, и от того бешенной шпаной, запах безнадеги и смерти. И, раз за разом погружаясь в этот «второй» мир, рассказчик переосмысливает многие вещи, о которых в обычной, спокойной жизни вряд ли бы задумался. Поэтому наблюдать за философскими размышлениями мальчика весьма и весьма интересно. 

   Вывод: отличная повесть, показывающая жизнь в военное время без всяких прикрас. После ее прочтения на душе остался неприятный осадок — вроде бы и война закончилась, но очень жаль Вадика и Машу. За время чтения к ним настолько привыкаешь, ждёшь счастливого финала, но жизнь, как всегда, вставляет свои «две копейки». 

   В любом случае, советую всем ознакомиться с повестью, ведь она точно не оставит никого равнодушным.

Номинация – «ДЕТИ ПОБЕДЫ»

Сочинение по повести Альберта Лиханова «Последние холода».

Участник – Петров Егор Станиславович

Возраст – 17 лет
Учебное заведение —  ГОКУ ИО специальная (коррекционная) школа-интернат  для обучающихся с нарушениями зрения №8 г. Иркутска 
Класс — 10 «А»

                  Книги А. А. Лиханова никогда не дадут забыть о войне

«Знаете, пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!» [1]  

Книги А. А. Лиханова никогда не дадут забыть об этом. Это книги о жизни детей в годы Великой Отечественной войны. Как выживали дети, как менялся их характер в той или иной ситуации, как они боролись за жизнь. Все это отражено в одном из произведений А. А. Лиханова «Последние холода». 

Эта повесть о том, как дети ждали отцов с фронта, как жили ожиданиями победы, как делили с взрослыми все тяготы, трудности, как рождались такие чувства как сострадание, справедливость.

Герой повести мальчик Коля повествует о том, какими тяжелыми оказались для него последние дни войны – «последние холода». Свои первые уроки жизни Коля получил от своей учительницы Анны Николаевны, которые оказались главными в самый неожиданный миг.

Прочитав произведение, можно назвать страдания, выпавшие на долю детей, нечеловеческими. Голод не отпускает никого, крепко держит в своих «объятиях», войны кончаются рано или поздно…, но «голодуха отступает медленнее, чем враг».

Жил Коля с мамой и бабушкой, которые изо всех сил надсаживались, не давая ему голодать. Так, мама сдавала кровь, чтоб как-то  подкормить его.

Голод заставлял детей попрошайничать – «шакалить». Коля все время думал, кто такие «шакалы»? Почему их так называют? Однажды в столовой как гром среди ясного неба для Коли прозвучала фраза: «Можно я доем?» Он отдал мальчику еду и с удивлением смотрел на него. «Так вот кто такие шакалы» — подумал он. «А я бы смог так? Ведь это небось стыдно и противно – доедать за другими. Еще и просить…» Я тоже задаю себе такой вопрос, но ответа пока еще не нашел. Думаю, что едой я бы поделился, но доедать за другими бы не стал.

В столовой он впервые знакомится с Машей и Вадиком. Их отец погиб на войне, мама лежала в тифозном бараке. Дополнительные карточки на питание у них были украдены и они отчаянно боролись за свою жизнь. Вадик был старшим братом и поэтому понимал, что, как мужчина должен заботиться о своей больной матери и сестре. Но одному ему не под силу справиться и на помощь приходит Колина семья. По мере своих возможностей Коля старается помочь друзьям, и они ему благодарны за это. В Вадике Колю поразила одна черта – свобода и самостоятельность, дарованные ему для борьбы с голодом.

Как ни старалась Колина семья помочь детям, главную мечту они не смогли осуществить – их мать умерла за несколько дней до Победы.

В День Победы, когда все радовались, пели, плакали от счастья, Вадик и Маша были печальными и грустными. Время никогда не сможет залечить раны, оставленные войной. Никто не вернет им отца и мать.

Мы, дети 21 века, войну знаем только по книгам и фильмам. Дети войны – это дети, совершившие подвиг. Они жили, боролись, выживали, чтоб жили мы. Нам нужно уважать детей войны, живущих рядом с нами. Дети войны не ожесточились, они сохранили в себе человеческое начало и живут по высоким нравственным принципам. Главное, чтоб мы поняли это и приняли.

Использованная литература:

  1. https://libking.ru/books/child-/child-prose/33070-albert-lihanov-poslednie-holoda.html

Кыштымова А. А., библиотекарь