Приближается, уважаемый всеми россиянами, День учителя. Самое время вспомнить о первой иркутской школе, которая была открыта 295 лет назад при Вознесенском монастыре.
Первая иркутская «мунгальская» школа открыта в 1725 году стараниями архимандрита Антония Платковского при Вознесенском монастыре (территория современного посёлка Жилкино). В указе императора Петра I говорилось: «Велено иркутского Вознесенского монастыря архимандриту Антонию (Платковскому) учредить в том иркутском монастыре школу мунгальского языка и русской грамоты и собрать для обучения в оную школу со всей Иркутской провинции священнических детей и сирот, ко учению потребных». И школа, наименованная «мунгальской», была учреждена, построена и открыта. В ней обучали русской грамоте и монгольскому языку. Первоначально было принято 32 ученика, в основном дети церковнослужителей, но были и дети других сословий, служилых людей. К 1731 г. число учащихся достигло 70 человек.
В 1727 г. архимандрита Антония Платковского в управлении монастырем сменил Святитель Иннокентий Кульчицкий, назначенный первым епископом Иркутским, который много усилий вложил в развитие школы. С монастырской школой связана и судьба Иннокентия Неруновича. Иркутские епископы и сами проводили занятия: Иннокений Кульчицкий преподавал Закон Божий, Иннокентий Нерунович – латинский язык. На первых порах было одно отделение – монгольское. Школа помещалась в специальном деревянном доме, выстроенном на косогоре, против монастырских стен. Епископ Иннокентий Нерунович построил за Вознесенским монастырем, в Жилкинской роще, загородный дом, устроил в нем церковь во имя св. Мученика Иустина Фолософа и туда же перевел школу. При этом он стремился улучшить работу учебного заведения, перейти к семинарскому обучению.
Весь режим работы школы был определен «Духовным регламентом», утвержденным Петром I. Согласно этому документу, предусматривалась замкнутость школы. Учащиеся жили при школе, с родителями встречались редко. Беспрекословная дисциплина, муштра, розги и другие наказания были причиной многочисленных побегов учеников. Школьники обслуживали сами себя, имели трудовые поручения. Иннокентий Кульчицкий стремился создать благоприятную нравственную ситуацию в школе, установить доброжелательные отношения. При нем была учреждена должность воспитателя, следившего, «чтобы между учениками не было ссор, драки, сквернословия и всякого другого бесчиния». Эту должность занимал иеромонах свиты Иннокентия Лаврентий.
При школе существовала небольшая библиотека. Благодаря усилиям Иннокентия Кульчицкого в школу были доставлены для переписки от монгольских лам семь книг монгольского письма. Эти огромные фолианты были переписаны в Иркутском монастыре в течение одного года и возвращены владельцам. Первая в России школа монгольского языка приобретала монгольские рукописи, в том числе народный эпос «Гэсэр».
Срок обучения точно не был определен. Каждый обучался столько, сколько было необходимо. Ученики поступали и выходили из школы круглый год. Минимальное количество учеников составляло 13 человек, максимальное – 70.
Поскольку школа находилась в духовном ведомстве, много внимания уделялось религиозному воспитанию и обучению. В курс обучения воспитанников входил небольшой круг предметов: монгольский язык, часослов, псалтырь, заповеди. Преподавание их было подчинено задачам миссионерской деятельности в Восточной Сибири и обусловлено потребностью подготовки переводчиков, необходимых в торговых и дипломатических сношениях с восточными странами – Китаем, Монголией. Выходя за рамки церковной специфики, школа имела практические цели, носила профессиональный характер. С 1738 г. программа обучения стала включать латинский язык и церковное пение.
Наиболее способных учеников старались отправить учиться дальше. Некоторые из выпускников впоследствии стали учителями своей же школы (Иван Пустынников, Яков Образцов). Закончили школу иркутские священники Иоанн и Гавриил Громовы, секретарь консистории при епископе Вениамине Иван Гаврилович Ленский, сын учителя латыни. Здесь обучался известный ученый – востоковед Илларион Россохин, автор многих учебников, словарей, монографий по истории, этнографии, философии и литературе Китая, Маньчжурии и Японии. Выпускники школы также нашли применение на гражданской службе, прежде всего, в качестве переводчиков, учителей русского и монгольского языков среди народов Восточной Сибири.
Через 15 лет со дня открытия школы монгольское отделение было закрыто. Школа преобразовалось в латино-русскую. В 1898 году была организована ещё и рисовальная школа с целью изучения иконописи.
Иркутскую школу при Вознесенском монастыре можно считать родоначальницей Иркутской духовной семинарии. Она стала первой в Восточной Сибири школой, которая давала знания как элементарные, так и научные, в частности, языковые, и явилась примером для создания других учебных заведений.
Пожары, беда Иркутска, не миновала и Вознесенский монастырь. Сгорело и первое здание школы в 1876 году. Школа была перенесена в настоятельные кельи. С закрытием монастыря, школа в 1934 году была закрыта. В конце 30-х годов в пустовавшем здании открыли начальную школу № 35, которая просуществовала до 1984 года, когда её перевели в новую школу № 42. Здание из-за преклонного возраста ремонтировать не стали, временно сделали там общежитие. Этот памятник истории медленно разрушался вплоть до июля 2007 года, пока там не случился пожар. Сейчас здание отремонтировано и является жилым домом.
Список рекомендуемой литературы и выставка «Первая иркутская школа» в краеведческом отделе Иннокентьевской библиотеке № 5 по адресу: Муравьёва, 2/1 поможет глубже узнать о «мунгальской» школе. Выставка будет работать до конца октября.
Литература: