Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.
В древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
С X века, когда на Руси приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября.
В 1699 году русский царь Петр I издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Тем самым он изменил календарь в соответствии с западноевропейским календарем. Новый год стали праздновать 1 января, однако, с отставанием на 14 дней от григорианского календаря.
В Петровскую эпоху главным символом Нового года была не пышно наряженная елка, а еловые и березовые ветки. Традиционных новогодних игрушек вплоть до 19 века тоже не было. Ветви украшали яблоками, орехами, сладостями. В 19 веке Новый год становится одним из самых любимых и долгожданных праздников, по всей стране устраиваются пышные массовые гуляния.
С 1918 года Россия переходит на григорианский календарь. Это означает, что жители страны начинают отмечать Новый год на 13 дней раньше. С этого времени в России празднуют два Новых года по-новому и старому стилю.
После революции для этого замечательного праздника наступают не простые времена. Уже в 1919 году новое правительство отменяет проведение торжеств на Новый год и Рождество. До 1935 года 1 января официально считалось обычным рабочим днем. Начиная с 1935 года Новый год в России получает вторую жизнь.
В наши дни Новогодние торжества занимают центральное место в календаре. Праздник, который, несмотря на все испытания, на протяжении веков сумел сохранить свое очарование и притягательность.
Вслед за веселым Новым годом приходит еще один удивительный сказочный праздник – Рождество Христово.
2000 лет тому назад 7 января на Палестинской земле в городе Вифлееме в пещере ночью появился на свет божественный младенец, в честь которого ночью стало светло как днем, с неба сошли ангелы и радостно запели.
Рождество Христово — это один из главных церковных праздников.
7 января — Церковь отмечает рождение Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь.
В Древней Руси Рождество Христово означало начало зимы. Праздник Рождества Христова было принято встречать в новой одежде, ходить друг к другу в гости и дарить подарки.
В Рождество все вместе готовят Святой ужин из 12-ти блюд, по числу святых апостолов. К ужину приступают после захода солнца, причем отведать праздничную еду необходимо от всех 12-ти блюд. После Святого ужина начинаются двенадцатидневные святые дни — Святки и колядки.
С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки, то есть святые дни.
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. В песнях рассказывалось о том, как родился Спаситель, как в гости к хозяину пришли Божии посланники. Основная цель колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.
Зимние святки были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.
(18.01) — вечер накануне большого христианского праздника, дня КРЕЩЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА, ДНЯ БОГОЯВЛЕНИЯ. На Руси это был главный день святочных гаданий, и к нему относится множество народных примет.
Если в крещенскую ночь звезды сильно блестят, хлеб будет хороший.
Если в этот день будет метель, метель будет и на Масленицу.
18 января по православному обычаю хозяин или хозяйка рисовали кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями. Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния.
Крещенский сочельник — вечер особенный, вечер расставания со святочными забавами. В последний раз ходили по домам ряженые, последний раз гадали.
Заканчивались Святки, наступал день Крещения.
Отмечается 19 января в память крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Этот праздник называют еще Богоявлением, потому что во время крещения Иисуса Христа слетел с небес голубь, это был Дух святой, и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос — Его возлюбленный Сын.
На Крещение в церквах освящают воду. У православных христиан издавна существует обычай приносить домой святую воду и бережно хранить ее. Эту воду пьют, умываются ею, считая ее целебной, окропляют ею людей, дома, домашних животных.
Считается, что даже в неосвященной проруби 19 января вода на какое-то время становится лечебной. В праздник Богоявления освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за 2000 лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. Ее частички повсюду.
Обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения широко распространен на Руси.
По народным представлениям, такое купание особенно необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, — «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок».
Конечно, решиться на это может далеко не каждый. Однако в последнее время крещенские купания становятся все более популярны. Погружения проводятся в вырезанной в форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду три раза в Крещение, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.
Бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением:
— снег в Крещение – к богатому урожаю;
— солнце в этот день – быть плохому урожаю;
— в Крещенскую ночь сны вещие.
А дальше — месяц без праздников и забав. Ждали Масленицу.
Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу.
Праздник день Масленицы для славян был связан с проводами суровой зимы и встречей весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
Празднование Масленицы сопровождалось различными обрядами, которые должны были способствовать получению богатого урожая.
Блины в Масленицу — самая главная русская еда. Они символ солнца. Печь блины было делом почётным. Готовить опару доверяли только самым уважаемым в семье женщинам – старшим хорошим стряпухам. Блинов пекли и ели много, приговаривая при этом: «Блин не клин, брюхо не расколет».
Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.
Понедельник — «Встреча Масленицы», наряжали чучело Зимы в женские одеяния. Затем его провозили на лошадях, доставляя на высокую горку, где устраивались шумные и веселые катания на санках.
Вторник — носил название «Заигрыш».
Помимо санных развлечений, устраивались кукольные представления, скоморохи развлекали народ своими шутками и песнями.
Парни приглашали девушек кататься с гор, ходили в гости, приглядывали невест.
Среда — назывался «Лакомкой». Тещи угощают своих зятьев.
Четверг — назывался «Широкий разгул». День желающих потешить себя на кулачных боях, а еще штурмом снежных городов, катанием на санках и другими веселыми развлечениями.
Пятница — «Тещины вечера», зятья должны были уважить своих родственников со стороны жены и прийти на угощение.
Если мужчина пренебрегал традицией, то это могло привести к семейной вражде.
Суббота — «Золовкины посиделки», в этот день молодая супруга устраивала застолье для сестер любимого мужа. Породнившиеся недавно семейства должны были на этой неделе обмениваться визитами вежливости.
Воскресение – «Прощеное воскресение».
Последний день Масленичной недели. В народе его еще называли «проводами», в связи с обрядом проводов Масленицы, а также «прощеным днем» и «целовальником», соответственно особенностями ритуала взаимного прощения грехов и обид, который в народном сознании осмыслялся как очистительный.
Чучело Зимы торжественно при народе подвергали сожжению. Люди, бросая в огромный костер блины и остатки праздничного кушанья, прощались с сытной пищей и готовились к посту.
Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь Масленичная неделя у нас сегодня — это не выходные дни, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах интересно.
Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века.
Накануне Пасхи во всех храмах проходит крестный ход вокруг церкви.
К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря друг другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!», в ответ звучало: «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый объятиями и поцелуями, получил название «христосование».
Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей.
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи.
А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.
Много славных, добрых праздников
Нам осталось от старины.
По традиции наших прадедов
Помнить мы о них должны.
Галышева Наталья,
библиотекарь.