Прошло уже 115 лет со дня рождения Агнии Львовны Барто, а её стихи знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Не случайно ее творчество называют «большой поэзией для маленьких людей». Поэтесса всегда говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность» и отражала суть этого высказывания в каждом своем стихотворении, искренне и с любовью.
Знают взрослые и дети:
Лучше нет стихов на свете.
Про бычка, флажок, кораблик,
Куклу, Вовку, самолет…
Символично, что 17 февраля, в день рождения Агнии Барто, во всем мире отмечается Международный день спонтанного проявления доброты. А ведь, как известно, самые добрые воспоминания родом из детства. Любимый плюшевый мишка, самосвал на веревочке, звонкий мяч…
Агния Львовна родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Отец Агнии очень любил Крылова, знал наизусть почти все его басни и часто читал их дочери, с детства заразив ее страстью к литературе. В автобиографии поэтесса позже признавалась: «Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии посвящала их, главным образом, влюбленным «розовым маркизам».
Среди увлечений будущей поэтессы были танцы. В балетную школу она пошла, чтобы не перечить отцу, который хотел видеть свою дочь на сцене. Но посвящать свою жизнь балету Агния не стала, однако любовь к музыке и танцам сохранила навсегда.
Во время выпускных экзаменов Агния Львовна прочла свою первую поэму «Похоронный марш». Во время этого импровизированного дебюта в зале присутствовал Анатолий Луначарский. Он-то и предсказал, что юная поэтесса будет писать веселые и легкие стихи. Тогда это обидело Агнию, но, как оказалось позже, пророчество Луначарского сбылось.
В 1925 году появилась первая публикация — стихи «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка».
На начинающего автора обратил внимание Корней Чуковский, посоветовавший Барто писать сатирические стихи для детей. Агния Львовна не придумывала, как Чуковский, Мойдодыра, Муху-Цокотуху, Бармалея с доктором Айболитом, ее героями были сами «уважаемые дети», их любимые игрушки и домашние животные.
Слава пришла к ней в 1936 году с выходом сборника стихов «Игрушки».
Короткие стихи запоминались сразу и навсегда. Достаточно произнести строчку, а дальше вы продолжите сами: «Уронили мишку на пол», «Идет бычок, качается», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет».
Во время войны Агния Барто работала токарным слесарем для того, чтобы… общаться с подростками! Из разговоров с детьми поэтесса черпала вдохновение для своего творчества, а где еще можно было их встретить во время эвакуации на Урал? Конечно, на заводе, ведь многие из них встали к станкам вместо ушедших на фронт взрослых…
Вообще Барто всегда много времени проводила с детьми: ходила в детские дома, сады, школы, прислушивалась к их разговорам на улице. Агния Львовна была уверена, что детей надо изучать, так как у любого из них — свой богатый внутренний мир. Много лет поэтесса возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.
Настоящим подвигом Агнии Барто стала передача «Найти человека», которую она 9 лет вела на радиостанции «Маяк», в которой занималась поисками людей, разлучённых войной.
По мотивам передачи Агния Львовна написала книгу «Найти человека».
Когда в 1945 году под колесами автомобиля трагически погиб ее сын Гарик, писательница стала ездить по детским домам.
В 1947 году вышла в свет поэма Агнии Барто «Звенигород». В ней она описала детский дом — дом, в котором живут дети, чьи родители погибли в военное время, и их воспоминания. Это была все та же узнаваемая Агния Барто, с ее легким, лиричным стилем, но в интонациях была слышна скрытая горечь и трагичность.
Как-то раз к ней обратилась женщина, которая в войну потеряла 8-летнюю дочь, в надежде, что та найдется в одном из таких детских домов. Запросы Барто помогли матери и дочери найти друг друга после 10 лет разлуки. Эту удивительную историю поведал журнал «Огонек», и люди стали присылать письма — до 100 в день. Многим малышам меняли имя, фамилию, но Агния Львовна строила поиски на оставшихся в их памяти ярких воспоминаниях. Она помогла воссоединиться 927 семьям!
С тех пор работа для нее стала спасением ото всех жизненных невзгод. Она повторяла: «Если я в день хоть несколько строчек не напишу, я чувствую себя бездарностью». И такое отношение к творчеству имело свои плоды: книги писательницы расходились миллионными тиражами, по поводу чего Расул Гамзатов как-то отметил: «Тираж ее книг больше, чем население некоторых континентов».
Агния Львовна была не только знаменитым поэтом, но и талантливым сценаристом. Именно она стала автором сценариев к фильмам «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер» и знаменитому «Подкидыш», совместно с Риной Зеленой, сыгравшей в картине домработницу.
Писательница много ездила по всему миру, побывала даже в США. Агния Львовна была «лицом» любой делегации: она умела держаться в обществе, говорила на нескольких языках, красиво одевалась и прекрасно танцевала.
В 60-е годы в Союзе писателей проходила встреча с космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин написал: «Уронили мишку на пол…», и передал его автору.
Автограф Гагарина до сих пор хранится в музее Барто. Позже космонавт признался, что стихотворение про мишку было первым произведением о добре и зле, которое он услышал в детстве.
Агния Львовна Барто была награждена правительственными наградами, являлась лауреатом Государственной премии СССР. В 1976 году ей присуждена Международная премия имени Х. К. Андерсена.
Была у нее одна «симпатичная» награда, которая была ей во сто крат дороже, и называлась она «Орден за улыбку». Писательница получила эту награду от детей, радиослушателей передачи «Радионяня».
Орден Улыбки — международная награда, присуждаемая известным людям, которые доставляют детям радость.
Но главная награда — это любовь множества людей, которые читают ее стихи своим детям и внукам.
Памятник зайке из знаменитого стихотворения Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка…» в Волгограде.
Имя Агнии Барто будет живо ещё долгие-долгие годы, так как любовь к её стихам передаётся «по наследству», от родителей – к их детям. И так – из поколения в поколение. Её трогательным стихам: про мишку, про девочку Таню, про Вовку, про бычка – не страшны никакие современные технологии, искусственный разум и тотальная оцифрованность.
Татьяна Ковалева, заведующая библиотекой