Разное

«Масленица годовая, гостья наша дорогая». Традиции праздника

Масленица – один из самых веселых праздников восточнославянского календаря. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. 

И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на щеках, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела иззябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним в пляс до обморока.

В традиционном русском быту масленичная неделя, предшествующая Великому посту, была самым ярким, наполненным радостью жизни, праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась».

Масленица отмечалась по всей Руси и в деревнях и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи». В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и достатка. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде».

На Масленицу торопились отвеселиться, отъесться сразу на много недель вперед – ведь грядет Великий пост. Веселье царит просто отчаянное, как и блины от пуза. Пение, катанье на санях и с горок, кулачные бои, обряды. Дети строили «снежный городок»: одни с метлами охраняли замок, другие, вооруженные палками, атаковали его. После упорной борьбы замок «сдавали», а воеводу купали в проруби.

 «Масленица – блины каждый день, катание на чем только можно: на шестах, колобельницах, ледянках, лошадях, стар и млад на улицах. Чаще всего в деревнях, что на горе, собирался народ со всей округи, делался желоб, длинный-длинный. Девки и парни поливали его водой. А потом на ледянках и санях катались по этому желобу. Тут же, на горе, выстраивалась молодежь на кадриль. Хотя и на улице, в одежде, отплясывали кадриль, а то и барабушку. А зевак стояло, кто постарше, и того больше. Особенно в последние дни Масленицы. Приходили смотреть на молодых зятевей. Целую неделю длилась Масленица. Каждое утро пекут блины. Каждый день свежие рыбные пироги, вкусное домашнее пиво и квас. В «чистый понедельник» провожали Масленицу. Жгли солому, под гармошку пели, играли в снежки, сжигали соломенное чучело. Это символ плохого человека, пьяницы, лентяя, человека неавторитетного, плохого хозяина. Парни снимали шесты и раскидывали «городок» из снега. Наступал Великий пост».

Обстановка масленичного гулянья хорошо отражена текстом с лубочной картинки: 

Масленица только раз

В круглый год гостит у нас,

Не частенько!

Дай же я повеселюсь,

Покучу не поскуплюсь

Хорошенько!

Утром дома подопьем, 

А потом гулять пойдем

Под горами.

Уж чего там только нет!

И шарманка, и кларнет,

И комеди!

И паяцы нас смешат,

В клетках тигры, львы сидят

И медведи.

Толпы купчиков. Господ

И ремесленный народ – 

Знай гуляет.

Кто чаек, а кто пинцо,

Сбитенок, а кто винцо

Попивает.

На масленичной неделе было принято ходить в гости к родным и близким: молодожены обязательно посещали родителей, тещи приглашали зятьев на блины. На праздничных посиделках и уличных гуляньях свахи высматривали застенчивых невест и статных женихов.

Самым популярным блюдом на масленичной неделе были блины. Трудно сказать, когда впервые блины появились на нашем столе, однако достоверно известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов.

Очень образную характеристику блина, как ритуального кушанья, дал писатель Александр Куприн: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца. Красных дней. Хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Каждый день масленичной недели имел свое название: понедельник – встреча; вторник – заигрыш; среда – лакомка; четверг – разгул; воскресенье – прощеный день.  Для каждого из дней существовал свой, особый рецепт блинов. 

Заканчивалась Масленица и начинался Великий пост. Первый понедельник был «чистым» — топили баньку, мылись. Семь недель запрещалось кушать мясные и молочные блюда, можно было есть рыбу, хлеб, картошку и другие растительные продукты. Великий пост – тяжелое испытание для духа и тела человека. Но в этом испытании душа человека оттаивала, отмякала, уходила от суеты. С нетерпением ждали новый великий праздник.

Литература:

  1. Бердинских В. «Русская деревня: быт и нравы». – М.: Ломоносов, 2013.- 272 с.
  2. Ковалев В.М., Могильный Н.П. «Традиции, обычаи и блюда русской кухни». – М.: Русская книга, 1996. – 256 с.
  3. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
  4. Некрылова А.Ф. «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 256 с.
  5. Шангина И.И. «Русские праздники. От святок до святок». – СПб.: Азбука-классика, 2004.- 272 с.

Юлия Иванова, библиотека № 5