Материалы

Как на масленой неделе со стола блины летели!

О русской Масленице рассказали школьникам в библиотеке №14 «Синегорье». Изначально Масленица относится к языческим праздникам и до сих пор популярна среди христиан. Когда-то славяне и некоторые другие языческие народы в это время почитали великое Солнце, теплое и светлое, способное отогнать надоевшую зиму и принести людям благословенную весну.

После принятия христианства церковь объявила Масленичную неделю мясопостной или сырной, своего рода подготовкой к Великому посту, постепенному отказу от сытной пищи. В сырную неделю нельзя есть мясо, а с Чистого понедельника следует начать поститься. Народ же ловко соединил, казалось бы, несовместимые обычаи и представления, весело провожая зиму и одновременно готовясь к посту. 

Давным-давно люди чувствовали, да и сейчас ощущают некую потребность, помочь солнцу свергнуть, преломить, победить коварную зиму, выразив свое желание поскорее увидеть приход весны. Для этого пекут блины – символ солнца, дополнительно заряжаясь энергией светила, съедая ее частицу. Масленичная неделя – время бурного веселья и неисчерпаемой радости. Ведь потом долгие семь недель нельзя будет веселиться, очищаясь от грехов. Люди верили, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя.

Народные гуляния, традиции и обычаи великолепны и разнообразны. Начинать день нужно с выпечки блинов. Вспоминать и почитать умерших предков. Поэтому первый блин отдавали бедным, чтобы те помолились за упокой души, так сказать на помин души. Остальные блины едят сами, а также угощают друзей и родственников.

На главной площади города или села устраивают настоящие торжества. Провозят по улицам соломенное чучело (символ уходящей зимы), одетое, как правило, в женское платье. В стародавние времена такое чучело непременно сжигали, показывая тем самым окончательный уход зимы, провожая ее криками и улюканьем до следующего года.  Сейчас на Масленицу устанавливают множество лотков и киосков с различными яствами. Из прошлого пришли к нам и всевозможные развлечения: карусели, качели, прогулки и гонки на санях, скоморохи-затейники и кукольные представления. До сих пор на площадях ставят гладкие высокие столбы, на вершине которых красуются разноцветные и манящие мешки с подарками. Достать их по силам лишь ловким смельчакам, а победитель тут же получает заслуженный приз. Большой популярностью пользовались кулачные бои, во время которых мужчины могли помериться силой. Разнообразны по видам и зимние увеселения. От простых коньков, лыж и санок до игр в снежных городках. В некоторых местах строятся настоящие крепости из снега и льда. Одна команда их обороняет, а другая штурмует. Популярными массовыми развлечениями остаются и молодежные вечера, посиделки, а также гусиные и петушиные бои. 

Масленица – это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с началом новой жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошедшем году. Их катали на санях по всей деревне, но за плохое скудное угощение могли легко скинуть лицом в снег. Новые же родственники (кумовья, родители жениха и невесты) на масленичной неделе роднились, гостили друг у друга. 

Праздник продолжается неделю, и каждый день имеет свое название. Так, понедельник называют встречею, вторник – заигрышем, среду – лакомкой, четверг – переломом, или разгулом, пятницу – тещиными вечерами, субботу – золовкиными посиделками, воскресенье – проводами. 

Последний день праздничной недели – Прощеное воскресенье. Принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что обычно отвечают: «Бог простит». Это поистине религиозный, христианский обряд, связанный с тем убеждением, что Великий пост нельзя начинать со злобой и неприязнью на сердце. Простив друг друга, люди очищаются и готовятся достойно встретить наступающий пост. 

Литература: 

Большая книга праздников народов мира. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

Капщук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 317 с.

Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – СПб.: Азбука-классика,  2004. – 256 с. 

Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – 2-е изд., доп. – Л.: Искусство, 1988. — 215 с.

Праздники, обряды, традиции. – 2-е изд., доп. И перераб./ Сост.: Б.Марьянов. – М.: Мол. гвардия, 1979. – 159 с.

Удаль молодецкая. —  М.: Физкультура и спорт, 1987. – 175 с. 

Заведующая библиотекой № 14 «Синегорье»  Мальцева Л.Н.