Материалы

Проезд Бичурина

Проезд Бичурина располагается в Правобережном округе г. Иркутска, в предместье Марата, пересекается с улицами Первомайская, 3-я Огородная, 2-я Огородная. 

В 2019 году по постановлению администрации г. Иркутска было переименовано 36 «безликих» улиц и проездов в Правобережном округе. Среди персоналий возвращаемой иркутской истории – русские землепроходцы, исследователи Сибири, строители храмов, купцы, благотворители, промышленники, деятели науки и культуры. Новое название улицам и проездам было присвоено постановлением «О присвоении наименований элементам улично-дорожной сети», постановление вышло 6 февраля 2019 г. № 031-06-69/9. 

Проезд Бичурина назван в честь архимандрита Русской православной церкви, востоковеда и путешественника, одного из основоположников российской синологии, первого китаеведа. 

Биографическая справка 

Бичурин Никита Яковлевич родился 29 августа 1777 года в селе Акулево Цивильского (с 1781 г. – Чебоксарского) уезда, в семье бедного диакона-чуваша. На восьмом году жизни Никита Бичурин поступил в училище нотного пения в Свияженске, а в 1785 году (по другим сведениям в 1786 году) перешел в Казанскую духовную семинарию, в которой кроме известных наук, преподаваемых в семинариях, обучался языкам – латинскому, греческому и французскому. По окончании семинарии, переименованной к тому времени в академию, он проявил большие способности и прилежание в учебе и после окончания Академии в 1799 году был оставлен в ней для преподавания грамматики и риторики. В 1880 году молодой преподаватель Академии принял монашеский сан и получил имя Иакинф. 

В 1802 году он получает сан архимандрита и назначается настоятелем Иркутского Вознесенского мужского монастыря и ректором Иркутской духовной семинарии. Живя в столице Восточной Сибири, не раз бывал в доме купца Алексея Евсеевича Полевого – основателя династии Полевых в Иркутске, они проводили время в беседах и обсуждениях вопросов текущей жизни. Также в Иркутске он сближается с представителями общественности, чем вызывает недовольство местного духовного и светского начальства. В результате доноса в 1803 году (по другим сведениям в 1806 году) его переводят в Тобольскую духовную семинарию (согласно бытующей версии – за то, что укрывал в своем монастыре крестьянку под видом послушника). Несмотря на поспешную высылку и непродолжительное пребывание в городе, Н. Я. Бичурин сохранил добрые отношения со многими иркутянами и впоследствии неоднократно посещал столицу Восточной Сибири. 

Во время пребывания в Иркутске, бывшем в то время крупнейшим административным и культурным центром Сибири, у него зарождается серьезный интерес к истории и культуре Востока, в первую очередь — к Монголии, Тибету и Китаю. В 1807 году он назначается главой Духовной Миссии, направленной в Китай. И по прибытии в Пекин на другой же день начал заниматься китайским языком, как необходимым для долговременного пребывания в Китае. С увлечением и огромной энергией посвящает все свое время изучению страны, которая на несколько лет становится ему второй родиной. Бичурин активно занимается изучением китайского языка, практически неизвестной западному миру страны, внимательно отслеживает современные ему события, происходящие в Китае (в частности, он, как очевидец, составил подробное описание Пекинского восстания 1813 года), ведет розыск древних исторических источников, закупает старинные книги и рукописи. 

Ко времени отъезда Н. Я. Бичурин уже превосходно знал китайский язык, проник в тайны старокитайской письменности, составил многотомный китайско-русский словарь, вчерне провел большой труд по истории Китая «Тунцзянь ганму», географическое 

описание Цинской империи, собрания высказываний древнекитайских философов «Сышу», сочинения о Монголии, Тибете и Восточном Туркестане. По свидетельству Е. Ф. Тимковского, друга и ученика Н. Я. Бичурина, при возвращении его в Россию, 15 верблюдов увозили для отечественных библиотек приобретенные им сочинения китайских авторов. Однако научные поиски и достижения в познании Китая мало волновали духовное руководство. 

По приезде в Петербург в январе 1822 года Н. Я. Бичурин был предан духовному суду и сослан в Валаамский монастырь на Ладожском озере на вечное поселение, где продолжал переводить китайские исторические сочинения. Только благодаря ходатайству друзей из Министерства иностранных дел (востоковедов П. Л. Шиллинга и Е. Ф. Тимковского), содействию графа Н. П. Румянцева, а также статьям Г. И. Спасского о трудах Бичурина, в ноябре 1826 года ученому-монаху было дозволено поселиться в Александро-Невской лавре. 

Причисленный к Азиатскому департаменту в качестве переводчика, Бичурин развернул интенсивную научную деятельность. Эта должность позволила бывать ему во многих странах Восточной Азии, вести научную работу, заниматься историей, этнографией, языками. Помимо многочисленных статей выходят его переводы, сопровожденные ценными и поныне комментариями: «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» (1828) – первый в Европе объективный источник сведений о Тибете; «Записки о Монголии» (1828); «История четырех ханов из дома Чингисова» (1829); «Описание Пекина» (1829); «Описание Джунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии» (1829); «Сан – цзы – цзин, или троесловие» (1829). 

Труды Бичурина сразу же высоко оценили отечественные и зарубежные ученые и литераторы. По отзыву А. С. Пушкина, «глубокие познания» китаиста «разлили… яркий свет на сношения наши с Востоком». В 1829 году за исследования Монголии и Китая Бичурин был избран членом-корреспондентом Академии наук. В научных кругах он считался и считается поныне одним из основоположников русской синологии. В 1831 году 7 марта стал почетным членом Азиатского общества в Париже. Имя Бичурина становится известным не только в научных, но и литературных кругах. Он дружит с баснописцем И. А. Крыловым, с А. С. Пушкиным, к примеру, один из экземпляров «Описания Тибета» он лично подписал Александру Пушкину, были и другие книги, подаренные им великому поэту. Сам же Александр Пушкин, составляя восьмой альманах «Северные цветы на 1832 год», включил туда и прозу Бичурина. Также в числе его знакомых был и князь В. Ф. Одоевский. 

Зимой 1830 года с целью ознакомления с ходом русско-китайской торговли и обучения китайскому языку членов XI Духовной миссии Бичурин направляется на 18 месяцев в Кяхту, откуда регулярно посылает путевые очерки и литературные зарисовки о природе Байкала в «Литературную газету» и «Московский телеграф». Во время своих странствований по Забайкалью Бичурин посетил Петровский завод, где познакомился с отбывавшими там каторгу с декабристами. Особенно дружеские отношения сложились у него с Николаем Бестужевым, написавшим его акварельный портрет и подарившим чётки из собственных кандалов, которые Бичурин хранил всю жизнь. 

В 1831 году, находясь в Сибири, Бичурин (в монашестве – о. Ианкиф) подал прошение в Синод о снятии монашеского сана. Синод согласился, но Николай I после некоторых колебаний повелел «не дозволять оставлять монашество». Многие считают, что этот шаг он сделал под влиянием декабристов. В 1835-1837 годах Бичурин вновь выезжает в Сибирь, где встречается с братьями Н. А. и М. А. Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими декабристами. В Кяхте он открывает первую в России школу китайского языка, преподает в ней и создает первый учебник китайского языка. Это было первое в России учебное заведение такого характера, сыгравшее неоценимую роль в развитии российско-китайских отношений и межгосударственных связей. 

В 1830-40-х годах в «Телескопе» и «Русском вестнике» публикуются «Отрывки из путешествия о. Иакинфа по Сибири». Бичурин был знаком с большинством петербургских и московских литераторов. В. Ф. Одоевский, друживший с Бичуриным, под влиянием его устных рассказов и сочинений написал художественную утопию «4338-й год». Многие годы добрые отношения связывали ученого-ориенталиста с московским писателем и издателем Н. А. Полевым, выходцем из Иркутска. 

В 1830-е годы Бичурин становится крупной научной и общественной фигурой: его работам посвящаются десятки статей, на протяжении 9 лет ему трижды присуждается Демидовская премия за «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с XV столетия до настоящего времени» (1834) и «Статистическое описание Китайской империи» (1842). Вернувшись в столицу, Бичурин издает в 1835 году «Китайскую грамматику», имевшую большое значение в развитии русского китаеведения и подготовке кадров, владеющих китайским языком. «Грамматика» стала основой для преподавания в открывшихся в пятидесятых годах восточных факультетах Казанского, а затем Петербургского университетов. «Китайской грамматике» отца Иакинфа (Н.Я. Бичурина) суждена была долгая жизнь, по этому учебнику успешно занимались не только в минувшем столетии, но и в первых десятилетиях двадцатого века. Учебник удостоился полной Демидовской премии и переиздавался четыре раза. Демидовская премия считалась самой почетной неправительственной наградой России. 

С трудов Никиты Яковлевича Бичурина начинает отсчет своих достижений отечественная наука синология – наука о Китае и о народе этой великой и загадочной страны. 

Неутомимый собиратель древних китайских рукописей, переводчик, ученый-исследователь, писатель и публицист, Бичурин уже при жизни приобрел международное признание. И по праву считается основателем отечественного китаеведения, оставившего глубокий след в истории Иркутска и Сибири. 

Никита Яковлевич Бичурин скончался 11 (23) мая 1853 года и был похоронен в Александро-Невской лавре. Его последним крупным сочинением, вышедшим за два года до кончины, было «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (1851), переизданное через сто лет. Эта книга является настольной для каждого археолога, этнолога и историка Сибири в течение более полутора веков. 

Александрова А.В., гл. 

библиограф ОКЛиБ 

Список используемой литературы 

Бичурин, Н. Я. Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение / Н. Я. Бичурин ; [биогр. очерк, коммент. и примеч.: В. Яськов] ; Рус. геогр. о-во. — Москва : Эксмо, 2016. – С. 16–40. 

Ли Цзянь Чжу Иакинф Бичурин – публицист / Ли Цзянь Чжу. – Иркутск : Иркутский государственный технический университет, 2000. – С. 6-16. 

Педранова, Л. В. Волею судьбы… / Л. Педранова // Земля Иркутская. – 2008. № 1 (34). – С. 75-79. 

Переломова, Ю. «История четырех ханов» / Ю. Переломова // Вост.-Сиб. правда : обществ.-политич. газ. Иркут. обл. – 2014. – № 19 (13-20 мая). – С. 21. 

Рабецкая, З. И. Духовная семинария в первые три десятилетия XIX (1800-1830) / З. И. Рабецкая // Сибирь : журн. писателей России. – 2010. – № 2. – С. 198-215. 

Свинин, В. В. Никита Яковлевич (Иакинф) Бичурин : 225 лет со дня рождения / В. В. Свинин // Приангарье: Годы, события, люди. – 2002. – Вып. 35. – С. 173–178.