Материалы

Литературная гостиная к 200-летию Николая Некрасова

В литературной гостиной краеведческого отдела библиотеки №5 отметили 200-летний юбилей великого классика русской литературы Николая Алексеевича Некрасова. 

Учащиеся 5 класса гимназии №3 познакомились с биографией и творчеством поэта. Хорошим дополнением стала презентация по биографии и творчеству Н.А. Некрасова с пояснениями и беседой. В презентации использовались картины Маковского «Крестьянские дети», «Дети, бегущие от грозы», «Ночное», «Пастушки». Беседа по картинам. 

Кто изображен? Возраст детей? Чем заняты? Какие были у ребят 200 лет назад увлечения и игры? Интересно ли это современным детям? Сильно ли быт отличался?

 Ученики отвечали, что на картинах изображены дети разного возраста, все они заняты работой. Кто-то собирает ягоды, кто-то рыбачит. Ребятишки постарше помогают в поле наравне со взрослыми. Школьники обратили внимание, что нет картин, где дети учились бы в школе. Мы поговорили, что  первую школу в родном имении открыл Н.А. Некрасов, когда вырос, до этого крестьяне были не грамотными. Сравнили, как охотился отец поэта (псовая охота на лошадях, они часто вытаптывали наделы крестьян) и сам Николай Алексеевич, в одиночку с собакой. Во время охоты он часто подходил к крестьянам, спрашивал об их нуждах, смотрел на быт простых людей.  

Подробно мы решили остановиться на стихотворении «Крестьянские дети», оно было написано в 1861 году (вспомнили, чем этот год знаменит в истории России). Ученикам было предложено прослушать отрывок «Мужичок с ноготок» под музыку и видеоряд из иллюстраций разных художников на данную тему.   

Какой возраст Власа? Как он выглядит? Как одет? Почему он оказался один в лесу зимой? Как он разговаривает с Некрасовым? Как относится герой-рассказчик к мальчику? Можно ли сказать, что автор восхищен ребенком? В каких словах это видно? Дети высказали предположение, что Влас хорошо знает этот лес, он не боится идти один, не боится не справиться с огромным конем, с тяжелыми санями, но встреча с охотником для него неожиданная, может быть, поэтому он отвечает грубо. Он смущен и напуган, и поэтому очень старается походить на отца, отвечает грубо и коротко, повторяет слова отца «ну мертвая…». 

Ученики предположили, что автор жалеет маленького крестьянина, которому приходится работать с самых ранних лет, но и восхищается им. Ученикам было предложено попробовать самим написать стихотворение-синквейн. 

У нас получилось такое стихотворение:

Влас

Спокойный, важный

Работает, шествует, отвозит

Мальчик помогает своей семье

Мужичок.

В конце беседы детям был задан вопрос: «Н.А. Некрасов родился 200 лет назад, почти 200 лет прошло с тех времен, которые он описывает в своих стихах, скажите, вам сейчас интересно читать эти стихи, есть ли в них что-то актуальное для сегодняшнего дня?» Дети отвечали, что да — было интересно узнать, чем занимались их сверстники, каким было их детство. Время сильно изменилось, стало обязательным образование, детей не заставляют работать, у них есть время на игры. Но оказалось, что если убрать телевизор и компьютер, то дети так же дружат, играют, ходят на речку, купаются и ловят рыбу.

Шамрова М.В., библиотекарь