Материалы

Улица Воеводы Синявина

Улица Воеводы Синявина располагается в Правобережном округе г. Иркутска, в предместье Марата, пересекается с улицами Власа Сидорова и Николая Полякова. Застроена жилыми домами. 

В 2019 году по постановлению администрации г. Иркутска было переименовано 36 «безликих» улиц и проездов в Правобережном округе. Среди персоналий возвращаемой иркутской истории – русские землепроходцы, исследователи Сибири, строители храмов, купцы, благотворители, промышленники, деятели науки и культуры. Новое название улицам и проездам было присвоено постановлением «О присвоении наименований элементам улично-дорожной сети», постановление вышло 6 февраля 2019 г. № 031-06-69/9. 

Улица названа в честь воеводы Мирона Синявина, при котором было сооружено каменное здание Спасской церкви. 

Биографическая справка 

Не все иркутские воеводы оставили о себе память. О некоторых просто нет сведений, в источниках описано кратко, лишь то, что можно «прочитать» между строк. Иркутская летопись на своих страницах сохранила очень мало фактов о воеводе Синявине. 

В «Летописи города Иркутска XVII-XIX вв.» читаем, что в 1704 году по указу стольник и воевода Мирон Синявин (в другом источнике Синявин назван Ларионом), поступил на место воеводы Юрия Федоровича Шишкина воеводою Иркутска. Помощником ему по грамоте Сибирского приказа прибывает в Иркутск 22 декабря 1706 г. из Кузнецка брат Мирона Синявина, воевода Борис Синявин. «И велено ему быть с братом его Ларионом (Мироном) в товарищах». 

В руки исследователей попал интересный документ «Счетный список» за 1704 год. Этот документ опись того, что «по указу стольник и воевода Ларион Акимович Синявин принял у стольника и воеводы Юрия Федоровича Шишкина». Вот начало документа, из которого мы узнаем, что представлял собой Иркутск в это время: «Великого государя крепость Иркуцкой рубленой мерою в длину и в ширину по 60 сажен, крыт тесом. В вышину до обламов 21 венец, от обламов 5 венцов (облом или облам – полка, выступ на городской стене – все остроги рубили с обламом для удобства защиты). По городу строенья: 5 башен новых в вышину до обламов по 40 венцов, обламов по 6 венцов; в этом числе 4 башни четвероугольные с пятая проезжая восьмиугольная, верх о трех уступах, большая, да башня четыреугольная проезжая старая; мосты на нея. Казенный анбар, да вместо башни сушило большое с верхними и средними и сторожевыми боями. «Городовые два ключа»». 

Воевода Синявин, принимая дела, вот что добавил далее: «В городовой стене великого государя приказная изба каменная о трех житьях: первая – где сидят воеводы, другая средняя с подьяческими столами, третья – вместо сеней – передняя с тесовыми ровными подволоки (подшивки по матицам строенья), а на них, на матицах потолки накатные. У передней палаты крыльцо, двери железные, а над теми дверьми на камени летопись резная и фрамуга и гзымзы (карниза) писаны красками разными, и над тою летописью образ чудотворца Николая (далее в тексте несколько строк испорчено), дверья расписаны красками разными… с надворья затворы железные… в окнах окончины слюдяные да изнутри вставные. Три палаты кладовых с кирпичными своды и проемными связями и наугольники железными, и в те три палаты двери железные и замки нутряные, и в окнах решетки и затворы железные ж…, а сделаны те кладовые палаты и на них вышеописанная каменная приказная изба по указу великого государя по наказу и по грамотам при стольниках и воеводах Юрье 

Федоровиче Шишкине с товарищи в прошлом 1703 и в нынешнем 1704 годе и крыты тесом закрылинами. На закрылинах перила. В этой приказной избе образ Пр. Богородицы Владимирской, оклад, риза и венец с коронки серебряные, чеканные, поля резные, все золочено, образ архистратига Божия Михаила, уклад и риза и венец серебряные золоченые…». 

Во время правления Синявиных в 1706 году были начаты постройки церквей. Это Спасской каменной церкви, была построена усердием иркутского воеводы Синявина с участием горожан города. (На сегодняшний день Спасская церковь является единственным сооружением Иркутского кремля, которое дошло до наших дней и находится по адресу: ул. Сухэ-Батора, 2). Также была построена Богородская Тихвинская церковь, ныне утраченный православный храм, который был расположен на Тихвинской площади (ныне – площадь Графа Сперанского). 

Также в 1706 году при воеводе Синявине было открыто викариатство тобольской епархии. Церковь зорко следила за жизнью землепроходцев, ибо перед русской православной церковью в Восточной Сибири стояла очень сложная и важная задача – христианизация коренного населения. 

Иркутским воеводой Л. Синявин был до 1711 года. 9 апреля 1711 года, согласно грамоте Иркутского приказа, Мирон Синявин вместе с братом Борисом были отправлены в Москву. Однако иркутские летописцы отмечают, что Федору Рупышеву, прибывшему на место воеводы Синявина, Мирон Синявин долго не сдавал дела. И только 10 июня он с братом сдают дела и отправляются на дощаниках вниз по Ангаре. Дальнейшая судьба воеводы Синявина неизвестна. В источниках даются лишь скупые строки. 

Список литературы 

1. Гурулёв, С. А. Первые Иркутяне / С. А. Гурулёв. – Иркутск : Тальцы, 2011. – С. 195. 

2. Иркутские повествования, 1661-1917 г. Т. 1 / сост. А. К. Чернигов. – Иркутск : Оттиск, 2003. – 61 с. 

3. Зоркин, В. И. Иркутские градоначальники. Кн. 1. Воеводы и вице-губернаторы (1661–1764) / В. И. Зоркин ; науч. ред. Н. В. Куликаускене – Иркутск : Репроцентр А1, 2011. – С.170, 176-191. 

4. Летопись города Иркутска XVII–XIX вв. / сост. и научн. ред. Н. В. Куликаускене. – Иркутск : Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1996. – С. 54, 56, 59. 

5. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска XVII – XIX в. / Н. С. Романов. – Иркутск : Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1993. – С. 56.