Городская библиотека является одним из социальных институтов, влияющих на формирование и развитие читательской культуры у подрастающего поколения. В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям.
Активно используются, совмещаются инновационные и традиционные формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь не только их в процесс чтения, но получить продукт от процесса чтения. Почему лаборатория? Такая форма работы выбрана не случайна. Именно она позволила проводить исследования, наблюдение, анкетирование, привносить свои коррективы в работе с семьей. Ведь участниками стали и взрослые, и педагоги, и дети, и родители. В своей работе коллектив библиотеки проводил оценку деятельности, так как мы хотели, чтоб лаборатория читательского творчества «Читающий человек — мыслящий человек» получился продукт качественный. Коллектив информационно – досугового центра библиотеки №20 им. Е. Евтушенко принял участие в формировании муниципальной проблемно-творческой группы (МПТГ) в разработке «Технологии развития и поддержки семейного чтения». В состав МПТГ вошли: МБОУ г. Иркутска СОШ №№: 4, 28, Гимназия № 25 и МБУК г. Иркутска «ЦБС» ИДЦ Библиотека № 20 им. Е. Евтушенко. Мы совместно разработали общий план работы на 2020-2021г.г. Целью, которого было создание условий для развития и поддержки детского чтения через книгу, современные цифровые технологии при взаимодействии с детьми, родителями, учителями и библиотекарями. Свою стратегию мы озвучили в ноябре 2020 года на онлайн — встрече участников МПТГ и получили поддержку Муниципального казенного учреждения города Иркутска «Информационно — методического центра развития образования» в реализации намеченных мероприятий.
Работа имела краеведческое направление и была приурочена к 360-летию города Иркутска. Чтобы реализовать намеченную работу, необходимо было решить следующие задачи:
— повышать культуру и читательский интерес к творчеству иркутских писателей и поэзии через библиотечные уроки, мастер- классы, литературные гостиные, волонтерские проекты;
— сохранять и поддерживать семейные традиции путем мотивирования к совместному чтению в семье с помощью громких чтений, постановок театральных сценок, кукольного театра, проведение тематических конкурсов, поэтических фестивалей, как привитие любви и сохранение наследия своего города Иркутск;
— восстановление культурного диалога поколений через книгу;
— организация культурной площадки для выражения интереса к чтению с помощью современных форм.
В общем плане были выдержаны и проведены три этапа — подготовительный, практический, заключительный.
Подготовительный этап: в ноябре 2020 года провели исследование группы участников — детей и их родителей путем анкетирования «Приобщение детей к чтению» через Google Forms на предмет чтения. В анкетировании участвовало — 301 семья. Изучение интереса семейного чтения стало одной из задач библиотеки в реализации данного общего плана работы в сотрудничестве с образованием. В данном этапе работы столкнулись с проблемой — не у каждого участника есть доступ к сети Интернет или сотовый телефон не поддерживает современные функции. Поэтому, в некоторых классах, педагоги и библиотекари школы приняли решение распечатывать анкеты и проводить анкетирование в привычном уже для всех формате — бумажном. Объективная оценка-анкетирование на подготовительном этапе определило нашу перспективу в решении следующих вопросов:
Конечно — это были не все вопросы анкеты. Проблема была выявлена и в связи с этим определены направления дальнейшей работы, а также уверенность в правильности наших действий.
Практический этап: с января 2021 года стартовали онлайн — мероприятия, репортажи, экскурсии, которые размещали на официальных страницах библиотеки: Одноклассники, ВКонтакте. Современные цифровые технологии помогли расширить круг деятельности библиотеки в глазах семьи, педагогов. В нашей стратегии мы сохраняли интерес к мероприятиям и в каждом из них предлагали участникам выполнять творческие задания, предлагали аудио чтение рассказов иркутских писателей, поэтов, искать познавательную информацию о них. Ребята, родители, педагоги нам в этом помогали. Ген памяти человека был сильным и он просыпался, когда мы предлагали незатейливые на первый взгляд творческие задания. Эти задания имели художественные, литературные и театрализованные направления, которые очень нравились всем участникам.
Из предварительного анкетирования 62% положительно отнеслись к тому, что ребенок или семья примет участие в мероприятиях на официальных страницах Интернета городской библиотеки. Такой формат был доступен всем, так как размещение призыва к работе и выполнение процесса было представлено на официальных страницах городской библиотеки. Каждый мог выйти в любое удобное время и узнать, что происходит. Прививка «Я тоже хочу» буквально заражала всех и привлекала новых участников. Конечно, не все так было гладко, были и сложности с выходом в Интернет и тогда ответственные за ведение общего проекта предпринимали стандартное решение. В школьной среде учителя отвели время на внеурочную деятельность, с помощью чего детям были проведены мероприятия в офлайн режиме. Как только были сняты ограничения по предупреждению распространения вирусной инфекции в библиотеке стали проводить экскурсии с января, массовые мероприятия, обзоры книжных выставок, что позволяло PR0двигать семейное чтение. Очень понравилась такая форма, как громкие чтения произведений иркутских писателей. Все это позволило постепенно готовить аудиторию к участию в фестивале поэзии путем записывания видеосюжета выразительного прочтения стихотворения или отрывка из произведения книг. Мы провели цикл виртуальных мероприятий:
— Библиотечный онлайн — урок «Читать полезно», который стимулировал участников посетить и записаться в библиотеку. В этом им помогла библиографическая продукция: флаер — памятка «Как записаться в библиотеку»
— Семейное чтение «Неделя семейного чтения» привела к созданию видео — альбома и электронного методического списка для семейного чтения «Книги иркутских писателей»
— Мастер — класс «Помощница книги — закладка» научил участников бережному отношению к книге и созданию закладки своими руками
— Громкое чтение «Иркутская писательница для детей Мария Артемьева «Поющее эхо» поспособствовало совершенствованию речи ребёнка, обогатило его словарный запас и умение передать голосом чувство и эмоции наизусть читаемого произведения. Размещение практического опыта работы в формате аудиозаписей «Иркутские писатели детям» для педагогов начальных классов и библиотекарей в социальной сети.
— Внеклассный онлайн-час «Сочиняем сказку сами, оформляем тоже мы!» научил детей и родителей работать коллективно в создании и оформлении самодельной книги «Детские истории иркутских детей» в бумажном формате с иллюстрациями;
— Библиотечный онлайн — урок «Символика г. Иркутска» научил детей работать по путеводителю в поиске данной информации с помощью библиографической продукции: буклеты, закладки, онлайн – выставки
— Литературный онлайн — час «А что у Вас!» по книгам С. Михалкова развивал творческие способности, воображение детей в создание мини — альбома «Кем я хочу быть» для демонстрации на мероприятиях по профориентации;
— Онлайн — кукольный театр «Иркутская сказка» познакомил и научил семью элементам сценического мастерства в представлении спектакля, инсценировки.
Познавательные мероприятия настолько были занимательными как для детей, так и для взрослых – каждая семья, творческий коллектив представляли свою работу в оригинальном стиле со своей индивидуальностью. Чувствовалась поддержка родителей, педагогов, когда дети самостоятельно выполняли задания. Все ответственно подходили к работе, в каждом следующем мероприятии к нам присоединялись новые и новые участники. Каждый мог зайти на наши популярные социальные страницы среди участников: ВКонтакт, Одноклассники и посмотреть панораму успешности лаборатории читательского творчества и интереса семьи в процессе заявленного периода. В социальных сетях нашу работу оценивали и посетители, и родители, и просто читатели.
Заключительный этап: в ходе совместной работы библиотеки, семьи и школы мы пришли к следующим результатам:
— повысили статус чтения и читательской активности в школьной деятельности;
— расширили кругозор детей о творчестве иркутских писателей;
— улучшили качество чтения;
— привили навык посещения библиотеки и умение самостоятельно находить литературу по своим интересам;
— приняли участие в фестивале поэзии приуроченного к 360-летию Иркутска;
— создали электронную методическую копилку (продукты с мероприятий) для размещения опыта на сайте образования и учреждения культуры;
— научили участников проекта использовать на уроках литературы современные цифровые технологии.
Провели вторичное анкетирование среди участников, как завершающий мониторинг качества выполненной работы. Результат запланированных мероприятий – приобщение детей и их родителей к чтению с помощью разнообразных форм: библиотечный дайджест, использование аудиозаписи для активного слушания книг иркутских писателей и поэтов, художественная декламация стихов с использование доступной цифровой техники, мастер-классы, краеведческие внеклассные уроки и т. д. Завершающий и показательный этап – это участие в фестивале поэзии, посвященного 360-летию Иркутска. В социальной сети 15 апреля 2021 года на официальных страницах нашей библиотеки дети, педагоги, родители выразили свой талант театрализованного чтения наизусть стихотворений иркутских писателей. В программе фестиваля участвовали семьи, которые продемонстрировали свою яркую поэтическую фантазию по произведениям иркутских поэтов. Атмосфера семейного чтения была запоминающейся и душевной для всех посетителей и участников этого мероприятия. Звездопад поэтический «Читаем всей семьей» покорил сердца присутствующих иркутских поэтов на фестивале поэзии.
На завершающем этапе об опыте своей работы мы рассказали на:
— городском онлайн – марафоне «Наша инновационная идея» организатором, которого является Информационно-методический центр развития образования г. Иркутска;
— II научно – практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики» Российской государственной детской библиотеки г. Москвы, подготовили статью для сборника практических материалов, реализованных в городских библиотеках.
Идеи могут находиться только в головах читающих людей, коллектив нашей библиотеки спрогнозировал и дал старт положительной динамики не только в приобщении к чтению детей, семьи, но и способствовал воспитанию любви к своему краю, творчеству земляков – писателей, поэтов.
Коллектив ИДЦ Библиотеки № 20 им. Е. Евтушенко