Материалы

История оригами и литература

Кто из нас не складывал в детстве бумажные кораблики или другие фигурки? Все мы с детства помним это увлекательное занятие. Конечно, мы и не догадывались, что это один из видов древнего японского искусства оригами, которое возникло много веков назад и имеет важное  значение для развития культуры, а также является основой развития бумажной пластики.

Оригами — название японского искусства складывания бумаги, образовано от японского «oru» (складывать) и «kami» (бумага). Законченная фигура оригами называется моделью, метод складывания модели называется проектом, а нарисованные инструкции для модели называются набором схем.

Как известно, бумага была изобретена в Китае, поэтому искусство складывания из бумаги зародилось первоначально именно там, но не получило такого широкого распространения как в Японии. Возможно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов «бумага» и «божество» — «ками». Неслучайно первые оригами появляются в синтоистских храмах.

В период 12-15 веков оригами становится изысканным светским развлечением аристократии. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

Начиная с 16 века оригами превращается в популярное времяпрепровождение. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) — традиционный японский символ счастья и долголетия.

Японский журавлик

В связи с этим интересен тот факт, что первым японским изданием по оригами считается книга «Семб а- цуру ориката», которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия — «как сложить тысячу журавлей» указывает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели — журавлика.

Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса. В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Вероятно, оттуда и до нас дошло умение складывать простые фигурки из бумаги.

Оригами было знакомо и Николаю II, вернее, не ему, а маленькому наследнику престола Алексею. Любителем оригами был Льюис Кэрролл — автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. Об этом можно прочитать в его дневниках.

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его «Очерков и монологов».

Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. 22 апреля 1967 г. создается общественная организация — Английское Общество Оригами. В 1996 г. общее число членов общества превысило тысячу. Сегодня в 28 странах мира созданы центры оригами. В том числе и в России. Международным символом оригами является японский бумажный журавлик. Любой человек, увлеченный этим искусством, умеет складывать его по памяти.

Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение — символ мира. Многие знают историю маленькой японской девочки Садако Сасаки, родившейся в 1943 г. и оставшейся сиротой после атомной бомбардировки Хиросимы. Самая известная книга о ней – «Садако и тысяча бумажных журавликов», автор Элеонора Коэр.

Также про эту девочку и её историю можно прочитать в книге «Страсти по четырем девочкам» российского автора Юрия Яковлева. Кроме того, рекомендуем и другие литературные произведения, где герои увлечены складыванием бумажных фигурок, и это меняет их судьбу. Например, произведение «Бумажная победа» Людмилы Улицкой, или рассказ «Бумажный зверинец», автор Кен Лю, и старая добрая классика-рассказ «Бумажный кораблик», советского писателя А.Г. Алексина.

В рамках этой статьи хотелось бы упомянуть и современных мастеров оригами.

Вряд ли в мире найдётся человек, изучающий это искусство и не слышавший о японском мастере Акире Йошизаве. Именно он в двадцатом веке поднял оригами на новую, принципиально иную высоту, он изобрёл сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. Его выставка в 1955 году в Амстердаме познакомила европейцев с оригами и стала началом распространения этого искусства в Европе.

Многие современные оригамисты пришли в оригами после учёбы или работы в какой-либо из областей наук, изучающих природу. Видный японский мастер Йошихиде Момотани окончил в 1952 году факультет ботаники университета в городе Киото. Момотани — не только прекрасный складыватель, но и автор более двух десятков книг по оригами. Схемы изделий Момотани достаточно сложны.

Одно из интересных увлечений Йошихиде Момотани — оригамские иллюстрации к известным сказкам или литературным произведениям. Вернее, это даже не иллюстрации, а целые сказочные миры, которые возникают в его руках из цветной бумаги. Момотани проиллюстрировал бумажными фигурками немецкую сказку о пряничном домике и сложил декорации к повести Сент-Экзюпери «Ночной полёт».

Мы привыкли считать, что мастером оригами обязательно должен быть житель Японии. Однако это не так, и Эрик Жуазель был ярким примером этому.

Среди известных мастеров оригами, Эрик Жуазель считается признанным специалистом мокрого оригами – создание поделок из влажной бумаги. Жуазель сначала учился на юриста. В 1970-х годах, познакомившись с работами Акиры Йосизавы, он увлекся оригами и занимался этим искусством до конца жизни, полностью переключившись на оригами с 1990-х годов. Работы Жуазеля находятся во многих частных коллекциях, а также выставлялись в различных музеях, в том числе в Лувре. Цены на его скульптуры достигают десятков тысяч долларов.

Литературные герои в технике оригами «Властелин колец»

Современные художники – оригамисты также экспериментируют с другими материалами, используя для складывания картон, различные виды ткани, проволочные сетки, металлические листы и др.

Оригами используют различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь своим пациентам поправиться от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу просто, потому что это интересно.

Павлова Е.В.

Источники:

1.Искусство оригами. Курсовая работа. https://revolution.allbest.ru/culture/00656941_0.html

2.Статья «Эрик Жуазель — мокрых дел мастер». https://www.teafortwo.ru/samodelki/erik-zhuazel-mokryih-del-master.html

3.Статья «Сказочные миры Йошихиде Момотани» http://jorigami.ru/Contents/n_01/5_Fantastic_worlds_of_Yosh_Momotani.htm

4.Оригами в литературных произведениях (в книгах) https://www.livelib.ru/selection/589520-origami-v-literature