Прошло три года, как не стало среди нас талантливого молодого поэта Виталия Владиславовича Науменко. Он скончался 5 июля 2018 года в родном городе Железногорск-Илимский, где провел последние годы своей жизни. Прожил талантливый иркутский поэт всего сорок один год.
«Умер внезапно поэт Виталий Науменко. Общими у нас были Байкал и учителя, мы учились на филологическом факультете Иркутского университета, только в разное время…» (Ж. Сизова. «Я хочу создать озерную школу»).
«Виталий Науменко ушел рано и по писательским, и по человеческим меркам… Он всегда казался скроенным не совсем для этого мира. В нем сквозило что-то от лесковских очарованных странников… Поражала одаренность Науменко – возможно, на контрасте с его скромностью, неброским поведением, неумением, да и нежеланием ярко презентовать себя и свои тексты… Виталик обладал ценным для литератора качеством – он бескорыстно любил и ценил проявления таланта в других. Тексты коллег – причем не только друзей, земляков и ровесников – он предлагал и продвигал с большей настойчивостью, чем свои собственные. Науменко привыкли воспринимать в первую очередь как одного из ярких и самобытных поэтов своего поколения. Однако его проза не менее глубока и оригинальна…» (В. Муратханов. Очарованный странник).
Известен он остался не только как поэт и прозаик, но и как переводчик, литературный редактор, критик, драматург, сценарист.
Родился Виталий Науменко 27 мая 1977 года в городе Железногорск-Илимский. Окончил филологический факультет Иркутского государственного университета. Некоторое время проживал в Москве. Иркутск, где прошли студенческие годы и молодость поэта, где были первые пробы пера, стал стартовой площадкой для Виталия в мир литературы. Его провинциальный город, где «… голубых кровей ветви и деревья», где «Музыка теснится на ветвях, И река задумчиво дымится…», нашел глубокое отражение в творчестве, ему автор посвятил циклы стихов, один из которых так и называется «Когда по городу проходишь просто так…» (2005).
Город, город – выгоревший сад,
Где проходит юноша в пальто,
Улицу и мир не узнавая.
И на полдороги отцветая,
Снег пережидает снегопад.
Владимир Яранцев, известный литературовед, критик, в начале 2000-х гг. в своей статье «Поэзия молодых» отметил поэзию так называемых барочных поэтов Иркутска, которые, «…согласно мнению редколлегии серии, призваны “восстановить связь времен” и, так сказать, помочь ощутить на наших устах пряный привкус серебра былой поэзии [Баратынского]… Как же звучит и чем блещет стих его далекого поэтического потомка-иркутянина В. Науменко, назвавшего свой труд “Бессвязное молчанье”? В стихах Виталия Науменко прежде всего импонирует форма, строение и построение стихового потока. Как-то нечаянно, исподволь, все это поэтическое вещество вдруг выкристаллизовывается во вполне добротное произведение со всем полагающимся набором сравнений и метафор, внезапных откровений и рифм».
Виталий Науменко – член Союза российских писателей и Международного ПЕН-центра (общественная организация, аналог Союза писателей). Является лауреатом премии имени Виктора Астафьева (Красноярск), журнала «Интерпоэзия» (Нью-Йорк) за лучшее оригинальное стихотворение года, победитель Волошинского конкурса (Коктебель) за поэму «Радищев». Им написано пять поэтических книг, последние из них – «Присутствие» (Иркутск, 2001) и «Юноша в пальто» (М., Издательство Елены Пахомовой, 2011). Публиковался в журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Арион», «Новая юность», «Урал», «Сибирские огни», «День и ночь», «Крещатик», «Аксьон поэтик» (Париж), «ИФ» (Марсель) и многих других. Он был основателем, вместе с Анатолием Кобенковым, альманахов «Иркутское время» и «Зеленая лампа», литературной премии имени Сергея Иоффе, Иркутского фестиваля поэзии на Байкале.
Виталий Науменко за свою тогда уже многолетнюю деятельность на литературном поприще достаточно остро отточил поэтическое перо, перо прозаика, переводчика, критика. В его статьях отражено творчество многих писателей, как известных, так и начинающих: Станислава Ливинского, Германа Власова, Галины Климовой, Геннадия Каневского, Андрея Грицмана, поэта и прозаика нового поколения Веры Полозковой и многих других. Много работ Науменко размещено в журнале «Интерпоэзия», основанном в 2002 году. Журнал публикуется в США и выходит в электронной версии на «Журнальном зале» с 2004 г.
Среди многочисленных публикаций писателя есть статьи, посвященные памяти его коллег, поэтов, друзей: Надежды Ярыгиной («Между будущим – недалеким, и прошедшим – не столь далеким…» 2017), Анны Яблонской, Александра Ткаченко, Анатолия Кобенкова и других. Автор писал: «…не стало и Нади Ярыгиной, которая одним своим присутствием освещала не то чтобы радужный иркутский литературный пейзаж. Ее уход и обиден в том числе тем, что без ее жизнелюбия и погруженности уж скорее в будущее, а не в прошлое (заголовок – цитата из ее стихотворения) нам многого не хватает. Понимания самих себя в том числе». Прощальное слово Науменко для Анны прозвучало так: «Хоронить тех, кто моложе тебя, куда страшнее. Остается зазор нереализованности, непрожитости, невозможности понять, к чему человек шел и чего мог бы достичь. В аэропорту Домодедово 24-го января одной из погибших при теракте стала 29-летняя Аня Яблонская – драматург, поэт, автор «Интерпоэзии»… Я поминутно помню, как встречал ее в том же «Домодедово» несколько лет назад. Помню ее растерянность перед огромной и непонятной для дебютантки Москвой. Первую ее премьеру. Премьеру на коленке, потому что тогда ее драматургия была совсем детской. Начинала она со стихов, но очень быстро поняла, что ей нужно совсем другое: не локальный успех в Одессе… Ей нужно было пространство. И театральное оказалось впору…».
В очерке «Памяти Александра Ткаченко» Виталий Науменко написал: «…Футболист, ставший поэтом, поэт, ставший правозащитником, правозащитник, ставший чиновником (всё равно оставаясь поэтом); чиновником, тянущем на себе воз претензий многочисленных членов Русского ПЕН-клуба, каждый из которых доставлял ему, кажется, столько проблем, что и на одного-то жалобщика или спорящего тысячу Ткаченко надо. Он сколотил свою команду. В нее по чистой случайности на какое-то время вошли я и мой друг Санджар Янышев… Ткаченко принял нас туда именно потому, что знал, насколько нам сложно приходится и насколько нам нужна была на тот момент хотя бы временная работа. Он знал, что мы поэты. Это – выражение цеховой солидарности, поступок…».
«…Больше всего на свете мне нравится путешествовать… мир такой огромный. Хочется его посмотреть…». Эти слова героини Науменко из журнального варианта «Дневник Наташи» в полной мере можно отнести и к самому автору. Одно из последних публицистических произведений известного прозаика, эссеиста, литературного критика Виталия Владиславовича вышло в свет в 2017 году под названием «Там, где я не был», в котором воспоминания автора, основанные на записях, сделанных в начале 2000-х годов в поездке в Париж. Науменко был приглашен выступать в Европу с небольшой группой сибирских поэтов, среди которых был и друг Виталия Анатолий Иванович Кобенков. Наумов писал: «В то, что Париж существует, верилось и не верилось. И мне, и Анатолию Кобенкову, годящемуся мне в отцы, а вот его дочь Варя… наверное, воспринимала все происходящее как должное… не верилось – по той причине, что он [Париж] пребывает в нас как мечта, он – только представление, которое не может никоим образом соприкасаться с реальностью…». Наумова тогда поразила «вальяжность» города, где «никто не торопится, не бегает, не кричит», как отмечает автор: «Вино не пьется залпом – это все знают, и парижане как будто смакуют жизнь, растягивают ее… Сена текла как и должна была течь».
И много других интересных открытий, впечатлений, наблюдений выносит автор из этой удивительной поездки в Париж, как о городской неспешности парижан, французской поэзии, так и о русской эмигрантской литературе, православном кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, на котором похоронены Георгий Иванов, Гиппиус, Мережковский, Ремизов, Бунин, Шмелев, Тэффи, Андрей Тарковский, Булгаков и другие, и о многом другом, что легло воспоминанием пятнадцатилетней давности в замечательный очерк писателя «Там, где я не был». Куда бы не заносила судьба поэта, он снова и снова возвращается туда, где прошло его детство и юность. И вновь посвящает свои стихи родному городу: «Панорама с выходом на Шпиль …», «Ты ли жил, провинциал, у моря…» и многие другие.
Туманы севера – веселые туманы,
сквозь ваш бесцветный гнет
я вижу, небо в кружке оловянной
ко мне плывет…
(посвящение Усть-Илимску)
Есть у поэта стихотворение «Пунктиры, тире…», написанное в память о друге и учителе Анатолии Кобенкове:
…Значки, запятые, пунктиры, тире,
Мрак в сужающейся квартире,
Распахнутой настежь земле…
Про Анатолия Кобенкова Виталий Науменко писал много раз: «…Он прошел огромный поэтический путь, на протяжении которого бывал очень разным. Сейчас, наверное, имеет смысл говорить о совсем недавних стихах Кобенкова… Стихи эти по-своему страшные, они об уходе: из Города, и далее – из мира. Они печальны и одновременно светлы, но печаль их светла не по-пушкински, иначе… Они не соперники нам, а куда вернее – ангелы-хранители… И свет – не в мимолетном дуновении печали, как у Пушкина, а в ровном, хотя и пронизывающем душу дыхании неизбежного расставанья…» (В. Науменко. Иркутская история. О поэтах Восточной Сибири). Теперь эти слова Науменко, посвященные другу-поэту и все его стихи, как «ангелы-хранители», освещают его короткий, но яркий творческий путь.
Ольга Алекс
Дополнительно: