Материалы

Звери и птицы Евгения Чарушина

Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы. Но такие книги создаются редко. Евгений Иванович Чарушин, художник и писатель, принадлежит к счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.

В ноябре мы будем отмечать 120 лет со дня рождения Евгения Чарушина, несмотря на столь почтенный возраст, книги этого замечательного писателя до сих пор востребованы и популярны. Родился Евгений Чарушин в городе Вятке 11 ноября 1901 года, в краю, славившемся необыкновенной, замечательной природой. Женя рос в такой семье, где доброта была нормой жизни. Его отец Иван Аполлонович Чарушин был главным губернским архитектором, уезжая по делам, часто брал с собой сына.

 «Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил».

Мама – Любовь Александровна, по призванию и по зову души была увлечённым натуралистом, животноводом и огородником. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать любила все живое и передала эту любовь сыну. Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой  для него стала книга А.Э. Брема «Жизнь животных». Ее он берег и перечитывал всю жизнь.

 «Я читал его запоем, — вспоминал Чарушин, — и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом». 

И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей и птиц – это тоже влияние Брема. А рисовать Женя начал рано.

 «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки». 

Рисовал «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях», бегая в чучельную мастерскую, расположенную недалеко от дома, или наблюдая свой домашний «зоопарк». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. 

«Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери. Бобка — трёхногий калека-пёс, лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях. Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости… В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать». 

Большое влияние на становление Чарушина оказал мастер книжной иллюстрации Владимир Лебедев, под началом которого в 1927 году он начал работать в Детском отделе Госиздата, после окончания Академии художеств. Первой книгой, в которой появились иллюстрации Евгения Чарушина, стал рассказ В. В. Бианки «Мурзук». 

 В дальнейшем он сотрудничал с такими известными писателями, как Михаил Пришвин, Корней Чуковский, Максим Горький, Самуил Маршак и другими. Чарушин хорошо знал повадки и образы животных, он рисовал их с необычайной точностью. 

«Если нет образа, так и изображать нечего», — говорил художник. – «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка, — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать». 

 В 1930 году, благодаря участию и поддержке С. Я. Маршака, Евгений Иванович написал свой первый рассказ «Щур». 

До войны писатель опубликовал около двух десятков книг: «Животные жарких стран», «Джунгли – Птичий рай», «Цыплячий город», «Птенцы» и другие, во всех написанных им рассказах и сказках героями становились животные, а сюжет был всегда добрым.  Во время войны Чарушина эвакуировали в Киров (Вятку), на родину. Здесь он создавал картины на партизанскую тематику, рисовал плакаты, оформлял спектакли, учил рисованию детей. В 1945 году, вернувшись из эвакуации в Ленинград, он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные, и продолжил работу над книгами. Все истории, о которых нам рассказал Е.И. Чарушин, помогают воспитать в детях любовь к природе, чувство сострадания, вызывают желание защищать слабых, заботиться о беззащитных. Последняя иллюстрированная им книга — «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн. экземпляров. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии.

Искусство Евгения Ивановича Чарушина не оставляет равнодушными и  новые поколения читателей, учит любить и беречь удивительный мир зверей и птиц!