Материалы

Историческая справка об Иркутских церквях и храмах

В рамках празднования 360 – летия города Иркутска, библиотека № 2 подготовила историческую справку об Иркутских церквях и храмах.

Храмы Иркутска с незапамятных времен служили украшением города, создавали его неповторимый силуэт, возвышаясь остроконечными пиками куполов над скатными крышами невысоких деревянных домишек, добротных купеческих и мещанских усадеб, строениями образовательных, торговых и других присутственных заведений, коих в прежние времена в Иркутске всегда было предостаточно. В те времена почти из любой точки города иркутяне могли созерцать золотые купола церквей.

В XIX – начале XX века храмов в Иркутске было более тридцати. Не всем им суждено было шагнуть в наш современный мир. Стихийные бедствия – пожары и землетрясения – безжалостно разрушали прекрасные архитектурные строения. Но более всего пострадали культовые сооружения в первой половине XX столетия от обрушившегося на них шквала антирелигиозного движения. Не устоял в августе 1932 года, дрогнул после третьего взрыва (по другим сведениям, после пятого) Казанский кафедральный собор, прослуживший городу недолгих сорок лет. После выравнивания оставшихся руин собора на Тихвинской площади, где он стоял, уровень ее поднялся почти на метр. Вскоре Тихвинская площадь получила название III Интернационала (ныне – сквер имени Кирова). На месте разрушенной православной святыни был поставлен Дом Советов, который получил в народе название «серый дом». На месте алтаря разрушенного кафедрального собора в наши дни находится одна из часовен собора, напоминая о былой красоте и величии храма.

Не сохранился и храм Тихвинский, перезвоном своих колоколов вторивший когда-то Казанскому собору и споривший с ним золотым блеском куполов. В честь храма Тихвинского долгое время называлась центральная площадь города и примыкающая к ней улица (Сухэ-Батора). Площадь в разные десятилетия носила имена: Кремлевская, Соборная, Гостинодворская, Графа Сперанского и некоторые другие. Но название Тихвинская прижилось в народе более всего. Церковь была закрыта в 1932 году и вскоре снесена с лица иркутской земли. В 2016 году, юбилейном от даты основания Иркутска, часть площади, у здания «Востсибугля», стоящего на месте православного храма, получила свое историческое название – Тихвинская.

Только в центральной части города были уничтожены такие великолепные храмы, как Чудотворский, Благовещенский, Успенский, лютеранская кирха…. Улицы, до повсеместного их переименования в годы революционных «преобразований», носили одноименные названия с церквями, стоящими на них: Чудотворская, Благовещенская, Спасо-Лютеранская, Успенская улица и площадь, и другие. Теперь эти улицы известны под именами Бограда, Володарского, Плеханова, площадь Декабристов. В канун 355-летнего юбилея города вернулось прежнее название улице Чудотворской.

Улица, на которой стояла Владимирская церковь, меняла свое название несколько раз: Гранинская, Владимирская, Московская, Ланинская, Декабрьских Событий. Расположенная у Московских ворот красивейшая пятиглавая церковь первой встречала перезвоном колоколов гостей и путешественников, прибывших с запада, оставляя о себе неизгладимое впечатление. Вот такое примечательное место было в Иркутске – Богородице-Владимирская церковь у триумфальных ворот. Но ей не суждено было сохранить тот прежний великолепный вид. В 1938 году храм был закрыт. Там сначала устроили клуб мединститута, затем швейную фабрику. С 1946 года в здание въехало Восточо-Сибирское Аэрогеодезическое предприятие. А мимо шли люди, проезжали автобусы, и немногие знали в те годы, что было за стенами сумрачного старого здания, с полукруглыми окнами, характерными для архитектуры XVIII–XIX веков. Строение, хотя и уцелело, но пострадало настолько, что восстановить его было невозможно. Оно было передано иркутской епархии для устройства Православной женской гимназии. И вновь над старинным четырехэтажным зданием, над алтарной его частью, был восстановлен малый купол, на котором снова засиял золотой крест.

За последнее столетие облик города изменился до неузнаваемости. Город вырос и вширь и ввысь. Современные небоскребы возвышаются над сохранившимися кое-где деревянными резными домами, заслоняют собой старинные особняки и маковки церковных куполов. И лишь остались отдельные нетронутые временем островки, куда стекаются со всех концов люди побродить по старым улочкам, полюбоваться памятниками иркутской старины, окунуться в историю более чем трехвековой давности. Одним из таких островков является самая древняя центральная часть нашего города, место, откуда «есть пошел Иркутск». Пройдемся по улицам города: Тихвинской, Троицкой, Харлампиевской, Преображенской (Пятой Армии, Горького, Тимирязева), заглянем в храмы, вспомним историю церквей, дошедших до наших дней и безвозвратно утраченных.

Самая старая Спасская церковь, расположенная в сердце Иркутска, является единственным сохранившимся острожным сооружением, позволяющим определить границы и место иркутского кремля, единственным свидетелем его зарождения. Новое каменное здание храма было заложено в 1706 году. В день его освящения из старой деревянной Спасской церкви в новую была перенесена хоругвь с образом Спаса, с которой, как гласит предание, пришли енисейские казаки ставить острог. Спасская церковь, стоявшая в южной стене кремля, являлась частью крепости, защитой нового сибирского города. В историю Иркутска она вошла как второе по времени каменное здание, после приказной палаты, находившейся в восточной части крепости. В середине XVIII века при Спасской церкви была воздвигнута каменная колокольня. В начале XIX века восточные фасады церкви украсило панно из фресок с библейскими сюжетами, которые сохранены и поныне. Храм не разрушили, сберегли, когда в 1790-х годах разбирали острог, залатали трещины на его стенах, нанесенные землетрясением 1861 года, двое суток поливали водой, когда в июне 1879 года бушевал пожар, уничтожая все на своем пути.

После Октябрьской революции, в годы забвения российских церквей, Спасскую реликтовую церковь едва не постигла участь Казанского кафедрального собора, она чудом была спасена. С 1931 года Спасский пустующий собор пытались приспособить под мастерские, коммунальные квартиры, склады. И только в 1981 году заброшенное здание церкви было отреставрировано. В нем был открыт для посетителей выставочный зал краеведческого музея. В 2006 году, в год своего 300-летнего юбилея, в храме вновь возобновились богослужения. Белокаменный храм до настоящего времени не утратил своей красоты. В этом году иркутяне отмечают 315-летний юбилей Спасской церкви.

В нескольких метрах от нее, на пересечении улиц Нижняя Набережная и Сухэ-Батора, находится Богоявленский храм. Здание собора – одно из самых старых в Иркутске после Спасской церкви, построено оно в 1693 году. Для отделки его фасада впервые был применен орнамент. Рядом с собором располагается каменная колокольня. Во время пожара 1879 года огонь остановился возле стен собора, не тронув его. После Октябрьской революции храм не избежал участи других богоугодных заведений. После закрытия храма в 1934 году в нем была размещена пекарня. В 80-е годы храм был восстановлен и в 90-е возвращен иркутской епархии. Находясь в историческом центре города, на берегу Ангары, он продолжает покорять своим величием и значительностью туристов города и местных жителей.

Рядом с православными храмами Христа Спасителя и Богоявленским собором трудно не заметить красивейшее здание, с высокой башней, выполненное в неоготическом стиле. Это Польский костёл. Иркутск долгое время являлся местом ссылки, в том числе и для поляков. Благодаря стараниям польских священников, в городе был построен первый католический храм.

Не простой оказалась судьба католической церкви Успения Пресвятой Девы Марии. В храме в 1978 году был открыт органный зал Иркутской филармонии, где проходили светские мероприятия. Городская администрация Иркутска отказалась вернуть храм католической польской общине. В настоящее время костел принадлежит иркутской филармонии. С сентября 2000 года в Глазковском предместье освящен и действует новый Кафедральный католический собор.

Восточнее от острожного кремля, в местности, называемой когда-то Потеряихой, в первой четверти XVIII века на средства Петра Медведева была построена деревянная Троицкая церковь. Каменная Троицкая церковь дошла до нашего времени без существенных внешних перемен. В 30–40-е годы в здании было размещено рабочее общежитие. Когда же, по просьбе православной общины, храм был отремонтирован и ждал установки иконостаса, вопреки всему, в здании устроили планетарий. С 1960 года церковь была объявлена памятником федерального значения. В настоящее время Свято-Троицкий храм открыт, он является ярким образцом, отражающим искусство сибирского барокко и древнерусской архитектуры.

По этой же улице, бывшей Троицкой, находится храм, имеющий два названия по его пределам – Харлампиевский и Архангела Михаила. Каменное двухэтажное здание было построено в 1777–1790 годах на пожертвования купца Василия Балакшина. По преданию, этот храм считался единственным в регионе «морским» храмом, в котором благословляли моряков, уходящих в дальние плавания, к берегам Русской Аляски. В этом храме 5 марта 1904 года венчался лейтенант флота Александр Колчак с Софией Омировой. Харлампиевская церковь оставалась действующей до 1931 года. Затем была закрыта. В здании располагались общежитие и библиотека иркутского университета. И только в 1998 году храм в полуразрушенном состоянии был возвращен иркутской епархии. В настоящее время это одно из красивейших монументальных зданий города.

Мимо Харлампиевской церкви бегут один за другим трамваи, одни – под гору, в сторону Троицкой церкви, другие – в гору, к остановке, где на возвышении расположен храм Крестовоздвиженский. В XVIII веке здесь, на окраине города, стоял крест. Срубленную на холме деревянную церковь в народе еще долго называли у «Креста». Стены каменной церкви, построенной на ее месте, украсила уникальная резьба из загадочных геометрических фигур. В 1936 году богослужение в храме было прекращено. Но уже в 1943 году он был восстановлен и службы в нем возобновились. Крестовоздвиженский храм, стоявший когда-то на пустынном холме, откуда брал начало Заморский тракт, теперь оказался в самой гуще дорожных путей и пешеходных переходов, напротив раскинувшегося вдоль Байкальской улицы 130-го квартала – современного гостя из прошлых столетий.

Есть в Иркутске церкви, которые стоят у самых истоков образования града Иркутского. Мы прикоснулись воспоминанием лишь к нескольким из них. Прошлись по улочкам города, на которых еще не стерлись черты старого города, сохранилась иная архитектурная историческая среда.

Заведующая сектором электронной информации библиотеки № 2
Ольга Алекс

Литература

  • Богородице-Владимирская церковь в Иркутске: история и современность. – Иркутск, 2012.
  • Владимирская церковь: Иркутск. Храмы и судьбы. – Иркутск, 2012.
  • Калинина, И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начала XX века / И. В. Калинина. – М., 2000.
  • Спасская церковь: Иркутск. Храмы и судьбы. – Иркутск, 2008.
  • Щербакова, В. В. По улицам родного города / В. В.Щербакова. – Иркутск, 1961.
  • Галеткина, Н. Иркутский костел / Н. Галеткина // Земля Иркутская. – 1995. – № 4.
  • Федотова, О. У истоков града Иркутского : Наша история / О. Федотова // Мои года. – 2016. – 12 авг. (№ 33).