День в истории города: 12 мая
Опубликовано: 26 Апреля 2024 г.
(по ст. ст. 30 апреля) 150 лет со дня рождения Якова Модестовича Гаккеля (1874–1945), инженера-конструктора, создателя первых русских самолётов и тепловозов, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, автора 26 запатентованных изобретений, уроженца г. Иркутска. Сын военного инженера, он родился и провёл юность в Иркутске. Прадед нашего героя – француз с эльзасскими корнями – был подданным наполеоновской империи. Будучи полковым фельдшером, в России он попал в плен и угодил в Иркутск. Там и осел. В нашей стране его фамилию произносили на более привычный немецкий манер, с ударением на первый слог. Его отец Модест Васильевич — военный инженер — участвовал в постройке телеграфной линии от Иркутска до Владивостока (в память об этом осталась станция Гаккелевка на Транссибирской магистрали), был строителем маяков и береговых сооружений на Дальнем Востоке. Увлечение электротехникой определило направление образования юноши, который после окончания в 1893 году реального училища поступил в Петербургский Электротехнический институт. За участие в студенческих революционных организациях был сослан на 5 лет в Сибирь, где руководил постройкой, а затем эксплуатацией первой в Восточной Сибири и второй в России гидроэлектростанции (близ города Бодайбо, на Ленских приисках). Затем принимал участие в прокладке от ГЭС до приисков первой в России высоковольтной линии электропередачи, участвовал в открытии первой в России электрифицированной железной дороги. Вернувшись в Петербург, занимался проектированием, постройкой и эксплуатацией петербургского трамвая. Один из создателей Первого российского товарищества воздухоплавания. Разработал ряд конструкций отечественных самолётов, в том числе первый в России гидросамолёт-амфибию. Руководил тепловозным бюро Теплотехнического института, разработал первую в СССР конструкцию тепловоза. Это был один из первых в мире мощных работоспособных тепловозов. В период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. остался в блокадном Ленинграде и оказывал помощь в поддержании работоспособности Ленинградского железнодорожного узла. По его проекту была построена передвижная электростанция, которая снабжала электроэнергией знаменитую «Дорогу жизни». Голод подорвал его здоровье. Вскоре после Победы, 12 декабря 1945 года, сердце изобретателя остановилось. О себе Яков Модестович говорил: «По крови я француз, якут и русский. Такая гремучая смесь горит почище керосину»..
(См.: Большая советская энциклопедия Т. 6 — М., 1971. — С. 50 ; Иркутск: ист.-краевед. слов. — Иркутск, 2011. — С. 115 ; Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2014 год / сост. Л. А. Казанцева, Н. С. Пономарёва. — Иркутск, 2013. — С. 15, 88–90 ; Замостьянов, А. Человек и тепловоз. Инженерные озарения Якова Гаккеля обогнали время / Литературная газета. – 2019. — № 46 (6713) (от 13.11.2019)).