Материалы

Писатель-праведник. Н. С. Лесков

Один из крупнейших русских классиков, самобытные произведения которого ни при жизни писателя, ни долгое время после его смерти не могли оценить по достоинству. Удивительный рассказчик и знаток русской души  – Николай Семенович Лесков (1831-1895). В 2021 году исполняется 190 лет со дня его рождения.

Им восхищался Лев Николаевич Толстой, который произнес пророческие слова: «Лесков – писатель будущего». Действительно,  иногда кажется, что настоящее прочтение этого автора сегодня только начинается.

Своеобразие Лескова связано, прежде всего, с его духовно-нравственными воззрениями, а также его независимая позиция в различных общественных вопросах.  

Всю свою нелегкую жизнь Николай Семенович Лесков воспевал историю родной земли, искал правду, был иконописцем в слове. Писатель «насквозь русский», знавший русского человека «в самую его глубь», воплотил в своих героях все существенные особенности национального характера.

Будущий писатель родился в феврале 1831 года в деревне Горохово (ныне деревня Старое Горохово Свердловского района) Орловской области.

Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых.

Детство будущего писателя прошло у речушки Гостомли на Панином хуторе Орловской губернии, наполненное простонародной сельской жизнью, теплом общения с крестьянскими детьми. С ними будущий писатель делил игры, отправлялся в ночные прогулки, чтобы посидеть у костра, послушать рассказы о духах полей и лесов.

Позже Николай Семенович с гордостью вспоминая о панинских годах заявлял: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе…я с народом, был свой человек».

Образования в Орловской губернской мужской гимназии он не завершил. «Свои университеты» будущий писатель постигал «самоучкой».

Лесков вступил на литературное поприще в 1860-е года, чему предшествовала многолетняя чиновничья служба. Будущий писатель уже был зрелым человеком, с большим жизненным опытом.

В начале творческого пути Лесков выступил как публицист. Он сотрудничал в различных периодических изданиях Москвы и Петербурга, и уже первые публикации привлекли внимание читателей актуальной проблематикой, честной авторской позицией.

В мае 1862 года в газете «Северная пчела» появилась злополучная для Лескова его статья о петербургских пожарах «Настоящее бедствие столицы». Автор публикации призвал бездействующую власть опровергнуть слухи о поджигателях или найти и наказать злодеев. После этой статьи началась настоящая травля писателя. Лесков, по его словам, был «распят заживо», стал мишенью для насмешек и издевательств. С тех пор он шел «против течений», «не подчиняясь ни партийным, ни каким другим давлениям».

Хотя Николай Семенович Лесков по праву считается одним из гениальных русских писателей, но он до сих пор остаётся в тени своих более знаменитых современников. Многие помнят его со школьных лет по таким произведениям, как: «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».  А ведь  на самом деле он написал куда больше интереснейших книг, которые в наши дни почти забыты.

Его первые произведения о народной жизни трагического, обличительного содержания носят подзаголовок  «Из гостомельских воспоминаний»: «Ум свое, а черт свое» (1863), «Язвительный» (1863), «Погасшее дело» (1862), «Житие одной бабы» (1863).


Повесть «Житие одной бабы»

Повесть «Житие одной бабы» — повествует  о трагической судьбе женщин из простонародья. Лесков изображает судьбу Насти Прокудиной, обреченную на рабское существование. Проданная братом «за корысть, за прибытки» в жены придурковатому  парню, Настя точно умерла, «будто душечка ее отлетела». С «равнодушно убитым взглядом», почерневшим лицом она сидит на собственной свадьбе, в своем обыкновенном «убитом состоянии» проживает дни в доме мужа. Героиня только тогда оживает, когда из ее уст льется песня, пусть даже горькая и жалобная. Песня, как судьба ведет за собой Настю и до той драматической зимней ночи, когда она решила больше не возвращаться в ненавистный прокудинский дом.


Роман «На ножах»

Особого внимания  заслуживает роман «На ножах», в котором Лесков с тревогой и возмущением выразил свое критическое отношение к миру капитализма, где экономическая и личная зависимость человека влечет за собой распад общечеловеческих ценностей. Долгое время роман был фактически под запретом. Сегодня это произведение не только не утратило своей злободневности, но – наоборот – звучит с каждым днём всё более и более актуально.


В хронике « Соборяне» (1872) главными героями являются священники, в которых Лесков воплотил идеальные образы православного духовенства.


Рассказ «Тупейный художник»

В рассказе «Тупейный художник» (1883) —  парикмахер Аркадий, убирающий крепостных актрис. Любя танцовщицу графа Каменского, Аркадий решается бежать с нею, да неудачно. Через какой ад проходит он в графских пыточных подвалах! С какой отвагой сражается на войне! И все для того, чтобы выжить и вернуться к возлюбленной.


Повесть «Заячий ремиз»

Повесть «Заячий ремиз» (1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Октябрьской Революции.


Это лишь то немногое,  что было написано большим русским художником Николаем Семеновичем Лесковым.

И как знать, может быть, кто-то из сегодняшних  читателей, открывающих впервые книги великого русского писателя, захочет погрузиться в мир вечно странствующих героев на просторах земли русской.  Возможно, его творчество будет переоценено ещё раз, и широкое распространение получат и другие его книги, менее известные.

Когда дни Лескова были уже сочтены – 12 февраля 1895  года – к его дому пришёл, не решаясь переступить порог, «злейший его враг и ревностный гонитель, государственный контролёр в министерском ранге» Тертий Иванович Филиппов, немало травивший писателя.  Сцену их встречи Лесков передавал сыну Андрею:

«– Вы меня примете, Николай Семёнович? – спросил Филиппов.
– Я принимаю всех, имеющих нужду говорить со мною.
– Перечитал я Вас всего начисто, передумал многое и пришёл просить, если в силах, простить меня за всё сделанное Вам зло.

И с этим, можешь себе представить, опускается передо мною на колени и снова говорит:
– Просить так просить: простите!

Как тут было не растеряться? А он стоит, вот где ты, на ковре, на коленях. Не поднимать же мне его по-царски. Опустился и я, чтобы сравнять положение. Так и стоим друг перед другом, два старика. А потом вдруг обнялись и расплакались… Может, это и смешно вышло, да ведь смешное часто и трогательно бывает всё-таки лучше помириться, чем продолжать злобиться. Врагов у меня всюду много, а вот только один понял меня и пришёл утешить. Много ли даже в литературе-то найдётся лиц, перечитывающих меня в настоящее время, чтобы судить более правильно обо мне и прийти ко мне с миром? Я очень взволнован его визитом и рад. По крайней мере кланяться будем на том свете».     

В 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 г. в возрасте 64 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г.

Памятник Н.С. Лескову в г. Орле

Библиотекарь библиотеки № 16
Пивнева Рита Леонидовна

Источники:

  1. Капитонова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве — М.,2003
  2. Созвездие Левши/ И.В. Пырков.// Литература в школе.- № 6.-2016
  3. «Мир, где Русью пахнет…»/А. Новикова-Строганова//Наш современник.-№2.-2020
  4. http://www.russdom.ru/node/11485