Материалы

«Руси святой существованье». Ко Дню народного единства

Ко Дню народного единства и Всероссийской акции «Ночь искусств» сотрудники библиотеки № 10 подготовили мероприятие «История России в литературе и искусстве» для своих читателей. Для того чтобы пояснить смысл и значение государственного праздника, была представлена видеопрезентация с рассказом о главных событиях в истории нашей Родины, начиная с 1612 года, и о героях Отчизны. Рассказ проиллюстрировали произведениями литературы и искусства, посвященных этим событиям и их героям.

«День народного единства» 4 ноября (26 октября по старому стилю) — государственный праздник Российской Федерации, введенный в 2005 году. Это день освобождения Москвы от польских интервентов, который отмечался как праздник с середины семнадцатого века. Героями освобождения русских земель от польских интервентов стали Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген, предводители народного ополчения Минин и Пожарский и русский  крестьянин Иван Сусанин.

Эти значимые в истории России события и герои отражены на полотнах картин Станислава Гордеева  «Осада Смоленска 1609-1611» , «Поляки в Москве»; Юрия Каштанова «Польские крылатые гусары в Московии XVII в.»; Алексея Даниловича Кившенко «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. 1611 г.»; Эрнста Лисснера «Изгнание поляков из Кремля»; Константина Егоровича Маковского «Иван Сусанин»; Павла Чистякова «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту».

Наиболее известным музыкальным произведением явилась опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». В 1939 г. на экраны вышел фильм режиссеров Михаила Ивановича Доллера и Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский». А также было создано огромное количество поэтических произведений: Дума «Иван Сусанин» Кондратия Федоровича Рылеева, стихотворение Владимира Гуда «И связь времен – единственная связь», произведения Богдана Филатова и многих других.

Далекий XVII век. Русское государство, измотанное смутой, стояло на краю пропасти. Войска польского короля Сигизмунда III при поддержке украинских поляков осенью 1609 года вторглось в русские земли. Русские бояре находились в сговоре с католиками. Польские интервенты грабили города и деревни, убивали мирных жителей. Польское войско осадило Смоленск и через год оккупировало Кремль, бесчинствуя в русской столице.  Но у каждого исторического события есть свои герои, которые рисковали жизнью, поднимали народ на борьбу во славу Отечества.

Одним из таких героев, «голосом совести», был Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген. Ради того, чтобы прекратить разорение и кровопролитие на русской земле, он готов был согласиться, возвести на престол в Кремле пятнадцатилетнего польского королевича Владислава, но при условии, что тот примет православие. Обманутого, но не отступившего от своего слова патриарха, поляки заточили в Чудовом монастыре, изводя  его голодом. Находясь в заточении, Гермоген рассылал по городам грамоты с призывом объединиться всем русским людям в борьбе с польской интервенцией. Гермогену помогали Родион Моисеев и Ратман Пахомов. Чтобы донести грамоты до русских людей, они проникали в монастырь, минуя бесчисленные казацкие и польские разъезды.

Первое ополчение было создано в Рязани зимой 1611 года под руководством дворянина Прокопия Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и атамана донских казаков Ивана Заруцкого. Из-за раздоров между дворянами и казаками Первое ополчение провалилось.

Но патриарх не отчаивался и продолжал рассылать свои воззвания. Даже когда поляки потребовали от узника, угрожая ему смертной казнью, чтобы он приказал ополченцам прекратить осаду Кремля, Гермоген был непреклонен. Гермоген не дожил нескольких месяцев до освобождения Кремля, мученически умерев от голода.

В 1913 году в честь 300-летия царской династии Романовых патриарха Гермогена причислили к лику святых. В 2013 году был открыт памятник патриарху в Александровском саду в Москве. Автором памятника стал скульптор Салават Александрович Щербаков при участии архитектора Игоря Николаевича Воскресенского.

В 1818 году на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник двум полководцам с высеченными на нем словами: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Памятник был создан по проекту архитектора Ивана Мартоса.

В наиболее тяжелый для Отечества период Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский сумели возглавить и объединить людей разных вероисповедований, национальностей и сословий. Они и сами были разных сословий – князь и мещанин, земской староста, что не стало препятствием в руководстве народным ополчением. Каждый из них обладал государственной мудростью, полководческим талантом и личной храбростью.

Пожарский пожелал, чтобы в войске находилась икона Казанской Божьей Матери: перед ней совершались молебны, она всегда была с ополченцами в дни решающих битв. Эта икона чрезвычайно значима для русской истории. Казанскую икону унес с собой за Урал Ермак Тимофеевич. Русские мореплаватели под ее образом совершили первое плавание по Тихому океану. Но самое главное то, что икона Казанской Божьей Матери стала символом освобождения Москвы от поляков в 1612 году.

Освобождением Москвы от оккупантов война не завершилась. Она продолжалась до 1618 года и закончилась подписанием мирного договора. Имена многих героев, освобождавших русскую землю от иноземных захватчиков, история не сохранила. Народная память сберегла лишь имя крестьянина из Костромского уезда. Подвиг Ивана Сусанина стал неотъемлемой частью нашей истории. Будущий царь Михаил Романов скрывался от врагов в лесах возле Костромы. Поляки хотели отыскать убежище Михаила. В марте 1613 г. Сусанин был взят отрядом польской шляхты в качестве проводника, но намеренно завел врагов в непроходимую лесную чащу, за что был ими замучен. Героизм Ивана Сусанина отметил царь Михаил: зятю героя «были дарованы земли за подвиг тестя».

Поэт Кондратий Федорович Рылеев в 1822 г. написал думу «Иван Сусанин», которой суждено было стать хрестоматийным произведением:

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!
Сусанину с сердцем вскричали враги:
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути …»

После Октябрьской революции имена народных героев попали в число «слуг царей». Подвиги во имя Отечества предавались забвению. В Костроме снесли памятник Ивану Сусанину. Собирались расплавить скульптурную группу с фигурами Минина и Пожарского, их могилы были осквернены и разграблены. Комсомольский поэт Джек Алтаузен в революционном запале писал:

«Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.

Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Расею!
А может, лучше было б не спасать?»

Конечно, поэт имел в виду не Отечество. Молодые революционеры, комсомольцы мечтали построить свой новый мир, опрометчиво отрицая все, что было связано с «царским временем». Только перед Великой Отечественной войной, когда понадобились примеры русского патриотизма, деяния и имена этих героев стали снова возвеличивать. Поэт и военный корреспондент Джек Алтаузен, призывавший когда-то не спасать «Расею», ушел на фронт и в 1942 г. сложил за Родину голову.  Он был одним из первых поэтов, награжденных Орденом Красного Знамени.

«Я шел в атаку, твердо шел туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Чтоб на земле фашисты никогда
С игрушками детей не разлучали»

Значение подвигов патриарха Гермогена, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, русского крестьянина Ивана Сусанина в истории России пересмотру не подлежит. Их имена навсегда являются символом доблести и геройства русского народа.

Заведующая библиотекой № 10
Хаптагаева Елена Андреевна