Материалы

Библиотека № 8 приглашает познакомиться с ювелирным искусством Карла Фаберже

Изделия с клеймом Карла Фаберже вызывают восхищение, как искушенных зрителей, так и тонких ценителей и коллекционеров. Свой блистательный путь фирма начала в 1842 году, когда в Петербурге на Большой Морской улице никому не известный ювелир Густав Фаберже открыл небольшую ювелирную мастерскую.

Скромная поначалу мастерская и работы выполняла соответствующие своим размерам. Это были модные в то время золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней с пряжками. Но с вступлением в дело сыновей Густава Фаберже – Карла и Агафона – мастерская расширилась, и художественная сторона ювелирного производства стала предметом их особых забот.

Оба брата получили художественное образование за границей. Карл Фаберже, который стал впоследствии главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После её окончания он отправился в путешествие по Европе – совершенствовать ювелирное мастерство и одновременно изучать экономику. Несколько лет прошло в путешествиях по Европе, где он изучал новые технологии, знакомясь с мастерами, но главное – он подыскивал умельцев, которые в дальнейшем стали на него работать. Лучшие европейские специалисты делились с ним своим мастерством. Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с молодыми талантами. Самородки сразу получали приглашение в Санкт-Петербург. В 24 года молодой человек встал у руля отцовской фирмы. Компания стала расти, в штате было около сотни специалистов: камнерезов, художников, огранщиков.

В 1870 году Карл Фаберже вернулся в Петербург и сразу же приложил свои знания на практике. Кроме того он имел редкий дар организатора, был главным источником идей и окончательным судьёй воплощённых замыслов.

В обществе все считали Фаберже очень талантливым художником. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы были оценены очень высоко. И, что очень важно, его работы заинтересовали императора Александра III, и уже через год последовал первый царский заказ, который коренным образом изменил жизнь главы ювелирной фирмы.

Творения мастерской Карла Фаберже настолько потрясли Александра  Третьего, что ему было позволено включить изображение двуглавого орла на своём фирменном знаке и дано звание «Ювелир Его Императорского величества». А Фаберже после этого с полным основанием величал себя «Поставщиком Высочайшего двора».

В царской семье появилась новая традиция: каждый год на Пасху изготавливать по одному яйцу. Продолжая традицию отца, Николай II просил изготавливать по два экземпляра – для своей семьи и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей матери. Похожих яиц не было, каждое напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.

Были яйца в память об открытии Транссибирской магистрали, в честь 300-летия дома Романовых, «Наполеоновское». Внутри всякий раз был какой-то новый сюрприз. Первоначально сюрпризы обсуждались с царём, но позднее все шедевры Фаберже готовил самостоятельно. Николаю Второму нравилось находить неожиданности, что оказывались внутри.

Сотрудничество с императорским двором весьма помогло Фаберже. Всё, что выходило из мастерских ювелира, получало высокую оценку, появились заказчики из-за рубежа. Среди ювелиров были финны, англичане, швейцарцы, немцы, русские. Негласно главным ювелиром фирмы считался Михаил Перхин – самородок, которого Карл привёз из Карелии.

Карл Фаберже добился того, что все его произведения – не просто драгоценности, а настоящие произведения искусства. Глава знаменитой фирмы не боялся экспериментировать, его мастера работали с камнями, которые считались «не ювелирными», и не боялся критики.

Люди Фаберже работали с сотней оттенков. Они владели техникой гильоширования эмали, но никто, даже зная технологию, не мог повторить их шедевры.

Диапазон продукции компании Фаберже был огромен. Портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры… Все предметы стоили очень дорого. Но были и изделия массового производства. Например, в 1914 году свет увидела серия медных чарок.

Однако самыми известными произведениями ювелира так и остались пасхальные яйца. Сколько их осталось на сегодняшний день, не скажет никто. Только императорских пасхальных яиц осталось 54 штуки, а были ведь ещё и частные заказы.

Спрос на пасхальные яйца Фаберже не ослабевает до сих пор. На крупнейших мировых аукционах стоимость на них может колебаться от 8 до 24 миллионов долларов.

Конец существованию компании Фаберже принесла Первая мировая война.

Мастеров мобилизовали в армию, работать стало некому. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное».

А вот почему эти редкие ювелирные изделия оказались за рубежом, почему сам легендарный Фаберже оказался гол как сокол к концу жизни – об этом в советское время не писали и не рассказывали. Это было сделано уже в наше время. Благо, документальных свидетельств достаточно для того, чтобы восстановить общую картину. 

На рубеже ХIХ — ХХ веков фирма Фаберже была одной из крупнейших в мире в своей нише – соперничала лишь с «Тиффани» и «Картье». Сам Фаберже говорил об этих конкурентах: мол, по количеству бриллиантов они могут дать фору его ювелирным изделиям, а вот по художественной ценности — нет. 

Фирма изготавливала отнюдь не только ювелирные украшения, часы, портсигары, но и предметы декора, столовое серебро. Ее магазины располагались в Петербурге, Москве, Киеве и Одессе. Со временем были открыты салоны в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве и даже Гонконге. В Лондоне магазин был открыт в 1903 г. Управлял им один из сыновей Фаберже.

А за несколько лет до этого, в 1900 г., в Петербурге на Большой Морской, 24, было завершено строительство особняка Фаберже. Улицу эту местные жители прозвали «золотой», потому что здесь находились все самые известные ювелирные салоны Петербурга. В столице у Фаберже трудились 600 человек – высококлассных художников и ювелиров. 

В его шикарном новом особняке на первом этаже находился магазин и мастерские. На этажах выше — 14-комнатная квартира самого Фаберже и квартиры его ведущих сотрудников. Дом был оборудован огромным бронированным немецким сейфом. 

Сейф этот и по сей день на месте. Чего не скажешь о драгоценностях, которые в нем хранились. После февральской и октябрьской революций Россия погрузилась в гражданскую войну, на улице процветал бандитизм. В это неспокойное время столичный магазин Фаберже все еще продолжал работать. Хотя ассортимент там был гораздо скромнее, нежели раньше. 

Владельцы драгоценных украшений уже не могли быть спокойными за их сохранность. Многие в Петербурге предпочли сдать свои бриллианты на хранение ювелиру. У Фаберже была репутация кристально честного человека. 

На все взятые на хранение драгоценности ювелир скрупулёзно составил опись. 

Тем временем надежды на то, что смута уляжется, не оправдывались. Гражданская война продолжалась. Большевики издали распоряжение, что у граждан изымается золото и серебро, найденное при обыске. Единственные, кто по условиям Брестского мира освобождался от обысков и чье имущество было нельзя экспроприировать, – зарубежные дипмиссии. Таков был декрет Ленина. И Фаберже решает сдать свой дом в аренду швейцарской дипломатической миссии с единственной целью: чтобы хранящиеся у него драгоценности были вне опасности. Он надеялся, что швейцарцы не будут брать денег за хранение драгоценностей. Он ошибся. Живя бесплатно в шикарном особняке, швейцарцы получали с Фаберже еще и ежемесячную оплату. Золото и бриллианты, принадлежавшие фирме Фаберже, хранились в сейфе. А вот драгоценности, взятые на хранение – в другом надежном месте в особняке. Расчет был на то, что, если хозяин захочет получить драгоценности обратно, это будет быстро исполнено. Швейцарцы прекрасно знали, где хранились саквояжи. Один из саквояжей был заполнен ценностями семьи Фаберже. Такой «тревожный чемоданчик», когда можно быстро взять и унести. 

В августе 1918 года после покушения на Ленина обстановка в Петербурге накалилась. Большевики взяли штурмом английское посольство, массово брались в заложники представителей буржуазии. Карл Фаберже мог со дня на день стать таким заложником. Требовался план действий. Оставалась пусть и очень маленькая, но возможность покинуть страну. Фаберже решает не трогать драгоценности в сейфе. Вывезти их было бы сложно. Разве что свой саквояж из тех шести саквояжей с драгоценностями, которые он взял на хранение. С ним можно было рассчитывать на безбедное существование. Но прежде надо было вернуть драгоценности тем, кто отдал их на хранение. Без этого он не мыслил своей отъезд. Ювелир успевает вернуть бриллианты нескольким бывшим заказчикам. А дальше саквояжи исчезают, в том числе и его.

Начальник швейцарской дипмиссии, с которым Фаберже чуть не ежедневно обедал, не поставив в известность ювелира, решает ночью перевести все сокровища в норвежскую дипмиссию, где они якобы будут в большей сохранности. Там саквояжи оставляют под охраной двух норвежских студентов. И уже на следующую ночь происходит вооруженное ограбление норвежской дипмиссии. Драгоценности исчезают. Фаберже ставят перед фактом. Он возмущен поведением швейцарцев. Но ему не остается ничего другого, как покинуть Россию с пустыми карманами, чтобы сохранить хотя бы жизнь. Спустя время большевики вскроют немецкий сейф в особняке ювелира. И эти сокровища Фаберже также пропадут.

Потомки Фаберже подадут на Швейцарию в суд, чтобы добиться компенсации за понесенный ущерб. Но тщетно. На чужбине они будут еле сводить концы с концами и заведут огород, чтобы прокормить себя. Сам Фаберже проживет после отъезда из России всего два года. 

Его будет мучить ностальгия по Родине. Он, потомок немцев, приехавших в Россию при Екатерине II, именно Россию считал своей Родиной. Карл родился и большую часть жизни провел в Петербурге. Он был русским патриотом с нерусской фамилией. 

Во время Первой мировой войны, когда немцы проливали русскую кровь, Фаберже из патриотических соображений перевел все свои вклады из немецких и других европейских банков в Россию. Это решение дорого ему стоило, когда он оказался в эмиграции.

Всемирно известный ювелир к концу жизни был гол как сокол. А его наследие продолжало жить, восхищать, будоражить умы, сердца и кошельки. Потихоньку в 70-х и 80-х гг. на аукционах стали выставляться изделия из тех самых похищенных саквояжей и из взломанного сейфа. Аукционные дома никогда не озвучивают имена владельцев, выставивших на продажу свои вещи. Но остаются версии.

Например, что швейцарцы и норвежцы вступили в сговор с ЧК, провернув аферу с ограблением Фаберже. К слову, о норвежском следе говорит такой любопытный факт. Второй человек посольства Норвегии был женат на русской поданной с фамилией Пасечник. Она на десятилетия пережила мужа. И уже после ее кончины в ее банковском сейфе был обнаружен золотой портсигар Фаберже. Фирма ставила на подобных изделиях уникальный номер. Номер портсигара совпал с номером в описи имущества одного из саквояжей. Опись сохранилась у правнучки Фаберже. Что касается аукционов, то здесь правила позволяют скрыть имя владельца. Императорские пасхальные яйца Фаберже продавались с молотка уже в наше время. Но вот откуда они появились в Лондоне, тщательно скрывается. Это усложняет историческое расследование, но не делает его безнадежным. История Карла Фаберже, со дня рождения которого исполняется 175 лет, продолжается и обещает быть не менее увлекательной, чем его жизнь.

Революция окончательно поставила точку в этой истории успеха и славы. Основную массу изделий и драгоценностей конфисковала новая власть, а потом за смешные цены распродавала их. Сам Фаберже смог сохранить только малую часть своих богатств, которую успел вывезти за границу. В 1918 году, опасаясь ареста, глава фирмы сначала бежит в Ригу, а затем в Германию. Все эти потрясения привели к печальному концу: в 1920 году Фаберже умирает от болезни сердца на 75-м году жизни.

В коллекции иркутского музея хранятся игольник и пудреница фирмы Фаберже. На подставке под кольца и игольнике стоит клеймо мастера Михаила Перхина. Миниатюрная пудреница удивляет сочетанием ювелирных техник. Мастера Фаберже использовали здесь чеканку, золочение и эмаль «гильоше».

Специальными станками узор наносился на металлическую поверхность, серебряную в данном случае, и затем покрывался полупрозрачной устричной эмалью. Проступая через ее слои, узор принимал самые разные конфигурации, — объяснил исследователь по Фаберже.

На отдельной подставке — чаша из агата. При попадании на нее солнечного света камень начинает «играть», несмотря на простоту формы, даже в таком изделии тоже чувствуется изысканность стиля Фаберже.

Отдельного внимания заслуживает винный набор из хрусталя и серебра, состоящий из пяти предметов, выполненный Императорским стеклянным заводом. На них сохранилась гравировка с указанием имени владельца — старшего председателя Иркутской судебной палаты, сенатора Николая Еракова.

Последним приобретением иркутского музея стала адресная папка конца XIX века, которая пополнила коллекцию в 1995 году. Часть экспонатов доставлена в Иркутск в 1928 году из Ленинградского Государственного музейного фонда.

Сохранились рукописные заметки бывшего директора художественного музея Григория Дудина (занимал эту должность до 1948 года). Ссылаясь на своих современников, но не называя их имен и фамилий, что характерно для его мемуаров, он писал, что поднос с попугаем, игольник и чаша из агата — клад из дворца князей Юсуповых.

После того как клад нашли, ювелирные изделия передали в государственный музейный фонд, а уже оттуда — в Иркутский художественный музей. Но поскольку никаких документальных подтверждений этого факта не сохранилось, к нему относятся как к легенде.

В истории появления иркутской коллекции Фаберже есть свои тайны и легенды. Но эта недосказанность придает изделиям еще больше шарма и очарования. Шедевры ювелирного искусства, созданные фирмой Фаберже,  были выставлены в Иркутском областном художественном музее до 30 мая 2016 года. Это не случайная дата, в этот день исполнялось 170 лет со дня рождения Карла Фаберже.

Всего иркутяне и гости города увидели 78 экспонатов. Кроме пасхальных яиц, экспозиция включала различные ювелирные миниатюры, украшения, а также подлинные фотографии из архива царской семьи с автографами их владельцев.

Иркутский художественный музей — один из немногих в стране и единственный в Сибири обладает прекрасной коллекцией изделий, выполненных на знаменитой фабрике Карла Фаберже. Есть в Иркутске и продолжатели его традиций — Союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона в рамках проекта «Особая кладовая» уже несколько лет представляет в выставочных залах музея работы лучших мастеров ювелирного и камнерезного искусства России.

В нашей библиотеке 8 « Меридиан» хранится буклет с выставки, посвященной Карлу Фаберже, а также в читальном зале есть книга « 100 великих драгоценностей», с которой читатели могут познакомиться и прикоснуться к тайне легендарных драгоценностей.

Библиотекарь библиотеки № 8 
А.Н. Цветкова