Прочее

Познавательный вечер искусств, посвященный творчеству русского живописца М. В. Нестерова

Выдающийся русский художник-передвижник, пейзажист и иконописец, родился в 1862 году в купеческой семье в городе Уфе. Мать, Мария Михайловна происходила из Ельца, из старинного купеческого рода Ростовцевых. Отец, Василий Иванович Нестеров занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами.

Начиная с 15-ти лет юный, Михаил Васильевич, обучался искусству живописи. В возрасте 12 лет он поступил в Московское реальное училище опытного педагога К.П. Воскресенского. Окончив программу училища, Михаилу и его родителям стало ясно, что его призвание живопись. В возрасте 15-ти лет, в 1877 он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В нём он нашёл прекрасного наставника, талантливого художника — передвижника В. Г. Перова. Именно он окажет огромное влияние на формирование стиля мастера.

Однако обучение искусству живописи пребыванием в Москве не завершилось. В Училище Нестеров пробыл всего три года и в 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Обучение в ней, не дало раскрыть творческий потенциал мастера, и он вернулся в Москву, обратно в Училище. Но в этот раз обучение своё он продолжил в классе А. К. Савросова.

Первые работы Нестеров воплотил в духе передвижников. Это жанровые сцены «Знаток», картины на исторические темы «Избрание Михаила Федоровича на царство». В 1889 году Павел Третьяков, известный меценат и галерист, приобрёл картину Михаила Нестерова ещё до её официального представления на XVII Передвижной выставке.

Михаил Нестеров. «Знаток» (1884)

Совершенствуя стиль письма, Нестеров выработает новое направление, названное им «опоэтизированным реализмом». Каждая картина рассказывает свою историю. Историю странствующих старцев, девушек в постриге, русских святых. Единение человека и бога, природы и души, красоты мирской и неземной. Выражая единение человека и природы, живописец создаёт свой неповторимый пейзаж, который, впоследствии так и будут называть «нестеровским».

Он познакомился со своей первой женой летом 1883 года. Счастье молодожёнов длилось недолго, в мае 1886 родилась дочь Ольга, а через двое суток скончалась его любимая жена Мария Ивановна. Образ покойной навсегда запечалился в одной из его известных работ «Невеста Христова».

Михаил Нестеров. «Невеста Христова» (1887)

В книге «Житие преподобного Сергия», есть эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Именно этот эпизод жития преподобного Михаил Нестеров, передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.

Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890)

Сам Михаил Васильевич до конца своих дней считал «Видение отроку Варфоломею» лучшим своим произведением. «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

После написания «отрока», одна за другой возникли полотна «Сергиевского цикла». Он напишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899).

Революционные события 1905-1906 годов отодвинут на второй план многое из того, чем жил раньше Нестеров. Заставят его переосмыслить назревающий внутренний человеческий конфликт. Отношение к новой власти, при остающихся прежних христианских идеалах, воплотятся в новых работах. В этот период он напишет множество портретов, пейзажей и исторических картин. В 1905 году Михаил Нестеров создаст многофигурную народную сцену «Гражданин Минин».

Михаил Нестеров. «Гражданин Минин» (1905)

«Эскиз «Видение Минина» сделан в раннюю пору — в 87-88 году, тогда, когда появилась «Христова невеста». В ту пору я собирал материалы для большой (аршин семь-восемь) картины «Гражданин Минин», в чем помогал мне известный в свое время в Нижнем историк края — Гацисский. Тогда был сделан ряд эскизов из жизни Минина, они были помещены в «Ниве» и в журнале «Север», издаваемом Всеволодом Соловьевым и Гнедичем. Большой же эскиз «Гражданин Минин», что у Мещерина, сделан гораздо поздней с маленьких альбомных набросков. Он был на моей выставке 1907 года. Еще раньше того намерение написать с них картины было оставлено навсегда. Краски в эскизе были самым «живым» местом. Серый волжский пейзаж эскиза дает тон действию». Так о своём творении писал М.В. Нестеров С.Н. Дурылину.

В эти же годы (1901-1905) им была написана «Святая Русь», в которой художник пытался подвести итоги своих «лучших помыслов, лучшей части самого себя». К 1905-1906 гг. с руки мастера выйдут несколько женских портретов — второй жены художника Е.П. Нестеровой, княгини Н.П. Яшвиль, дочери художника О.М. Нестеровой.

Княгиня Н.П. Яшвиль

Картину «На Руси» художник писал в период Первой Мировой войны — время человеческих потерь и утраты, социальных обострений, назревшей революции, страданий русского народа. После окончания «На Руси» Нестеров в очень короткий срок написал картину «Философы». В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского. Не зря портрет получился парным, как бы два антиномических характера в едином поиске истины. В своих воспоминаниях Булгаков раскрыл намерение Нестерова: «Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другому же как мира, радости, победного преодоления».

Михаил Нестеров. «Философы» (1917)

В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Через 4 года в 1941 за портрет И.П. Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову будет присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

Великий художник умер от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

Всю свою жизнь и до самой смерти он держал в руках палитру. Им было написано около 138 работ, в самых различных жанрах. Самые известные его работы хранятся в Третьяковской Галерее, в Государственном Эрмитаже, в усадебном доме, а также в Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова.

Библиотекарь библиотеки № 26
Комарова Анастасия

Источники:

  1. https://www.pravmir.ru/hudozhnik-mihail-nesterov-toska-po-svetloy-tishine
  2. https://3ys.ru/russkoe-iskusstvo-rubezha-xix-xx-vekov/m-v-nesterov.html
  3. http://www.tphv-history.ru/books/mihail-vasilevich-nesterov16.html
  4. https://opisanie-kartin.ru/nesterov-mihail/filosofy-portret-bulgakova-florenskogo/
  5. Письма М.В. Нестерова С.Н. Дурылину, Москва, декабрь 1923 г.