Материалы

Сказочное королевство овощей и фруктов

К 100 – летию Джанни Родари и 70 – летию первого выхода повести-сказки «Приключения Чиполлино».

Многие писатели пытались выдумать свою собственную страну, где будут жить их герои. Некоторым это удалось. Жители в странах этой сказочной географии были самыми разными: и обыкновенные домовые и лешие, и таинственные существа, которых никто в реальной жизни не видел, и говорящие куклы…  А замечательный итальянский писатель Джанни Родари придумал сказочное королевство и населил его овощами и фруктами, живущими, впрочем, совсем человеческой жизнью. 

Кто не слышал о приключениях знаменитого Чиполлино? Конечно, сказку  о  луковом мальчике — весёлом, озорном и смелом знают все. Одна из лучших книг Джанни Родари «Приключения Чиполлино», была впервые напечатана в итальянском детском журнале «Пионер» 70 лет тому назад, в конце 1950 года. Находчивый мальчик Чиполлино-луковка в зелёном беретике и синих штанишках, с пёстрой заплаткой на колене пришёл к нам, в Россию, или вернее, тогда – в Советский Союз в начале 50-х годов. И уже от нас отправился в путешествие по всему миру, прославив имя своего автора. Это произведение, бесспорно, одна из самых больших удач писателя. За время, что прошло с тех пор, находчивый мальчик-луковка стал любимым героем миллионов мальчиков и девочек. Современные ребята тоже с удовольствием читают о приключениях храброго паренька – луковки. 

По признанию Джанни Родари, создать сказку «Приключения Чиполлино» его подтолкнула книжка Карло Коллоди «Пиноккио или Похождения деревянной куклы».

Главными героями первой сказки Родари стали овощи, фрукты, ягоды. Причём, самые вроде бы вкусные в нашем мире ягоды и полезные фрукты обернулись в сказке весьма неприятными личностями. У многих героев говорящие имена. Бедная семья, в которой растёт мальчик, наделённый всеми добродетелями будущего идейного борца за счастье всех трудящихся – это луковая семья. На лук в распотрошённом виде без слёз не взглянешь, как и на эту работящую, но многочисленную семью обездоленных тружеников. Или вот придурковатый, беспринципный, злобный принц Лимон – главный злодей произведения. У любого ребёнка сведёт скулы при упоминании этого плода.

Герой произведения мальчик-луковка  странствует по родной стране, Лимонному королевству, заступается за друзей-бедняков, борется с угнетателями – жестоким принцем Лимоном и вероломным кавалером Помидором. От этого толстяка, синьора Помидора, не ждёшь ничего хорошего. К тому же он смертельный враг Чиполлино и будет преследовать его на протяжении всей сказки, хотя так и не сможет одолеть. Как сказка похожа на жизнь! Сказочные  персонажи очень напоминают вполне реальных людей. Быль здесь переплетается с небылицами. Джанни Родари сумел придумать задорно-весёлую сказку об очень серьёзных вещах – бедности и богатстве, об угнетателях и угнетённых. Сказка, как говорил писатель, это кладезь характеров и судеб, откуда ребёнок черпает сведения о реальности, которой он ещё не знает, черты будущего, о котором ещё не умеет задумываться.

Конечно, храбрый мальчик-луковка Чиполлино с такими же отважными детьми трудящихся Лимонного королевства победил жестокого тирана вместе со всеми его незаслуженно возвышенными приближёнными. Счастливое будущее без тупых правителей, вертлявых прохвостов и беспринципных бездельников прописано Джанни Родари весьма схематично в кратком эпилоге, но автор наглядно, доходчиво, образно показал детям, какое устройство общества несправедливо. И закончил сказку вполне революционным призывом: «Правда, есть на свете другие замки и другие дармоеды, кроме принца Лимона и синьора Помидора, но и этих господ когда-нибудь выгонят, и в их парках будут играть дети. Да будет так!». Родари был убеждённым в том, что свобода, равенство и братство – не пустые слова, что рабочий человек – это самое высокое звание на свете и что богатство должно принадлежать людям, которые его создают. Джанни Родари воспитывался в стране с многочисленными примерами борьбы за независимость – от Античности до Гарибальди, т.е. стремление к свободе было в нём заложено чуть ли не на генетическом уровне. 

Джанни (Джованни) Родари родился 23 октября 1920 года, вырос в маленьком городке Оменья, на севере Италии. Отец-булочник рано умер, и его жене пришлось одной растить троих детей. С десятилетнего возраста Джанни помогал кормить семью. Он был слабым и болезненным ребёнком. Очень любил музыку и даже учился игре на скрипке. Но ещё больше любил читать. После обычной школы, Джованни, поступил в семинарию, окончив её, преподавал в начальных классах сельской школы, удивляя коллег и радуя учеников собственной методикой обучения, в основе которой лежали игра и развитие фантазии.

Во время Второй мировой войны его не отправили на фронт из-за плохого здоровья. Он стал работать журналистом в газете «Унита» и начал писать короткие стихи и сказки для детей, которые печатались в «Детском уголке» этой газеты. Так Родари стал детским писателем. У него была безграничная фантазия и удивительное воображение! С их помощью Родари превращал простые вещи и обыденные ситуации в сказочные образы, наделял их яркими красками, человеческими характерами. Джанни Родари не раз говорил, что его задача как писателя – научить детей фантазировать, воображать. И каждая его сказка – удивительный пример такого «литературного урока». У читателей целого поколения, если не двух, сказки Дж. Родари определённо оставили в душе самый светлый след.

Вряд ли это имя обрело бы всемирную известность, если бы автор не был щедро наделён литературными способностями и любовью к детям. Если бы не имел разностороннего жизненного опыта и врождённого чувства сострадания. Если бы не умел наблюдать и не обладал творческой индивидуальностью. Все эти качества счастливо соединились в одном человеке. В результате «дети разных народов» получили в подарок поэзию труда и социальные сказки. И плоды этой благородной, благодатной и благодарной работы не должны, не могут исчезнуть, несмотря на смену приоритетов в идеологии, несмотря на реформы, перестройки и коренные преобразования.

Если бы Джанни Родари знал о том, насколько популярны будут его истории на протяжении ста лет, что он вошёл в золотой фонд детской литературы, что о нём помнят, его читают и переиздают – он был бы счастлив! Не всем писателям выпадает такая судьба. Только самым талантливым и гениальным.