Специальная коррекционная школа-интернат для обучающихся с нарушением зрения № 8 г. Иркутска отметила 130-летие

Опубликовано: 27 Августа 2024 г.

В августе 1894 года в Иркутске было открыто уникальное по тем временам училище – его воспитанниками стали слепые и слабовидящие дети.

Иркутское училище имени И. С. Хаминова для слепых детей было открыто 21 августа 1894 года стараниями Иркутского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Потребность в таком училище город стал особо чувствовать с начала девяностых годов XIX века.

В 1893 году городской голова В. П. Сукачев специально ездил в Санкт-Петербург по вопросу учреждения в Иркутске училища для слепых детей. Прибыв в Иркутск, В. П. Сукачев на заседании Городской думы 4 марта 1893 года сделал подробный доклад о решении вопроса в столице. На этом же заседании Думы был принят Устав отделения попечительства слепых.

Училище было открыто на деньги Ивана Степановича Хаминова спустя 10 лет после его смерти. Деньги были пожертвованы вдовой И. С. Хаминова. Изначально находилось по ул. Баснинской (Свердлова) в бывшем доме Хаминовых. Заведовать училищем была приглашена коренная иркутянка Анна Петровна Попова, которая прибыла из Санкт-Петербурга, где она изучала способы ухода за слепыми детьми и методики обучения их грамоте. Первыми ее учениками были 5 слепых детей, все из неимущих семей. Учащихся набирали по следующим признакам: полная слепота на оба глаза, возраст от 7 до 11 лет; отсутствие, кроме слепоты, других физических дефектов; способность к образованию и обучению. Незрячие дети обучались здесь грамоте и простейшему ремеслу, находясь на полном пансионе.

С 25 августа 1895 года учреждение переехало в новое здание, именно в этот день архиепископом Тихоном освящено было новое помещение для училища по ул. Троицкая, 34/3. Ныне – ул. 5-й Армии, 26.

Постепенно количество учащихся увеличивалось – в 1914 году обучалось уже 32 ребенка, учительницей работала Татаринова.

Образованное в Иркутске училище для слепых решало те же задачи, как и всякое губернское училище, находившееся под Мариинским попечительством. Миссия этих заведений сводилась, прежде всего, к тому, чтобы научить писать и читать, в основ­ном церковную литературу; дать элементарные понятия по географии, истории, арифметике и познакомить с трудовыми навыками простейшего ремесла. В школьных классах обучали чтению и письму по системе Брайля, плоскому письму по Гебольду. Программа обучения в училище состояла из трех ступеней: подготовительный класс, с двухлетним курсом; три школьных класса; ремесленное отделение, в которое переводили воспитанников, достигших 15 лет. Здесь их обучали некоторым ремеслам – плетению корзин, сидений для кресел, изготовление щеток и т.д., обязательно обучали музыке, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Позднее в училище были созданы оркестровые ансамбли смешанного состава. 6 марта 1902 года в Общественном собрании состоялся концерт слепых учащихся.

В 1918 Иркутское отделение Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых было ликвидировано. После революции на какое-то время училище оказалось брошенным на произвол судьбы, существовало как приют. Позже помещения и оборудование ремесленных отделений были переданы в распоряжение слепых как начальная материальная база для трудоустройства. В Иркутске в октябре 1920 органами социального обеспечения на базе бывшего училища был создан Дом труда для слепых. На территории бывшего попечительства в 1920 была открыта школа для слепых и слабовидящих детей. Затем училище вошло в ведение ГУБОНО (губернский отдел народного образования). В школе работали педагоги-подвижники: А. И. Ушакова, М. Л. Климова, Г. А. Балкаев, А. Д. Табачков, Д. И. Гусева, П. М. Згарский, В. Т. Морозов.

При советской власти училище было переименовано в Специальную (коррекционную) школу-интернат для обучающихся с нарушениями зрения № 8.

В 1923 году школу перевели в другое здание, Школа стала располагаться по ул. Степана Разина, 20. Там открыли столярную и щеточную мастерскую — делали столы, стулья, табуретки, кухонную утварь. Также увеличили прием детей. Принимались дети со всей Сибири и Дальнего Востока. В 1925 году школа перешла на государственное обеспечение. В 1926 году в школе был организован духовой оркестр, единственный среди всех школ города. Раз в неделю оркестр участвовал в записи радиопередач.

До 1944 года в школе давали только начальное образование. Также работали различные мастерские, много времени дети уделяли музыкальным занятиям. В Великую Отечественную воспитанники как могли помогали фронту: выступали с концертами, готовили подарки.

В 1945 году школа стала семилеткой. После ее окончания ребят отправляли в средние школы других городов по всей стране. В конце 50-х годов по всей стране началось строительство школ для слепых детей. С 1963 года школа переехала в предместье Радищево по адресу: ул. Нестерова, 30 в специально построенное для нее здание.

Если раньше в школе обучались в основном полностью слепые дети, то с шестидесятых годов XX века стали принимать и слабовидящих. В 1966 году школа становится общеобразовательной с трудовым обучением. Обучение и воспитание было поставлено на высокий профессиональный уровень. Новую живую струю внесли приехавшие из Ленинграда тифлопедагоги: О. Н. Талолина, Е. С. Жовтецкая, Т. А. Березовская, Р. А. Васильева, М. Н. Демидова и другие. В 1968 году состоялся первый выпуск ребят, получивших аттестат о среднем образовании 1.

Огромный вклад в развитие школы внес Литаш Владимир Захарович — с 1966 по 1986 гг. директор школы. В 90-е годы ХХ века возглавлял школу Виктор Владимирович Богдан.

Трудовое обучение проходило в школьных мастерских: картонажной, столярной, слесарной, а практика – на учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых. В школе действовали кружки: хор пионерский, хор октябрятский, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, кружки баянистов, радиокружок, секции легкой атлетики и спортивной гимнастики. Физкультурно-оздоровительная работа приобрела приоритетное направление в деятельности педагогического коллектива школы-интерната: проходили занятия гимнастикой, лёгкой атлетикой, лыжными гонками, волейболом.

В 80-е годы XX века благодаря поддержке Всероссийского общества слепых был построен школьный городок, был произведен капитальный ремонт. В 90-е годы Всероссийское общество слепых ослабело, но, несмотря на трудности, в школу шли поставки оргтехники (брайлевский принтер, магнитофоны для прослушивания книг, аппараты, помогающие ориентироваться в пространстве), закупались «говорящие» книги. В конце 90-х количество учащихся школы было 185 человек, из них 30 человек — тотально слепые, остальные — слабовидящие. 100 человек — иркутяне и 85 — из районов области3. Последние два десятилетия XX века были сложными в жизни страны, школа оказалась в трудном положении. Резко сократилось финансирование, обветшало и требовало значительного ремонта здание. Но, несмотря на объективные трудности, школа развивалась, сохранила стабильный профессиональный коллектив2.

Выпускники Специальной коррекционной школы-интерната № 8 являются гордостью школы. Многие закончили ВУЗы, средние специальные учебные заведения, нашли в жизни правильный путь и достигли возможных успехов, став докторами и кандидатами наук, учителями и программистами, директорами предприятий и школ. Многие выпускники школы стали музыкальными работниками и музыкантами. Например, выпускник школы-интерната Тепляков Анатолий, получив консерваторское образование, стал известным иркутским композитором. Большая группа воспитанников школы связала свою жизнь с медициной, получив профессию массажиста. Часть воспитанников школы после окончания ВУЗов вернулась в родную школу и много лет успешно трудилась педагогами.

Одно из старейших образовательных учреждений в Иркутске — Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения №8 продолжает свою работу и сегодня, помогая ребятам выучиться и определиться с дальнейшей профессией в жизни.

Сноски:

  1. Сайт ГОКУ «Школа-интернат №8»
  2. Восточно-Сибирская правда. – 1999. – 23 сент.
  3. Сайт ГОКУ «Школа-интернат №8»

Литература:

  1. Антипин, Л. Свет доброты помочь увидеть / Леонид Антипин // Восточно-Сибирская правда. – 1999. – 23 сент.
  2. Сайт ГОКУ «Школа-интернат №8»
  3. Иркутские повествования. 1661–1917 годы. В 2 т. Т. 2. / автор-составитель А. К. Чернигов. — Иркутск, 2003. — С. 239-240.
  4. Шинкарёва, А. Дорога в будущее. Кн. 1. Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI. — Иркутск, 2002 — С. 139–140.
Наш сайт использует куки (cookies). Продолжая использование, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.