Мероприятия

В библиотеке № 31 «Алые паруса» рассказали об истоках славянской культуры

2 февраля 2022 года официально был открыт Год культурного наследия народов России. В рамках этого Года в библиотеке № 31 «Алые паруса» прошло мероприятие «Славяне. Из прошлого в будущее», где сотрудники библиотеки рассказывали об истоках славянской культуры.

Всем нам с детства знакомы слова: родители, родня, природа, родина, народ, огород, родник. Их объединяет один корень – род, который является фундаментом славянской жизни, а бог — создателем всего. Это утверждение — мировоззрение славянского народа. Славяне селились родами, у каждого рода была своя изба и свой очаг. Они верили в магическую силу слова, в его способность менять окружающий мир. Слова соединялись в небольшие поэтические произведения — заговоры, с помощью которых, по поверьям, можно было излечить болезнь, добиться любви или успокоить плачущего в ночи младенца. Так сформировалась заговорная традиция. Славяне просили помощи у  природы. Земля по славянским верованиям — это живой организм, обладающий мощной энергетикой. Заговорам помогали обережные куклы, которые наделялись магической силой.

Говоря о славянах, невозможно не употребить слово православные. Что оно значит? Славяне делили мироздание на три части: Явь, Навь, Правь. Правь – светлые, созидающие божества (Правь славлю), Явь – мир человека, Навь – тёмные силы. Боги Яви и Нави не воюют друг с другом, а поддерживают равновесие в мире. Все русские народные сказки и некоторые авторские, как, например, сказки А. С. Пушкина, В. И. Даля, имеют праславянские корни. Няня Пушкина, Арина Родионовна, рассказывала юному поэту именно древнеславянские легенды о русалках, избушках на курьих ножках, дубах-великанах. Таким образом, русская литература берёт своё начало из древних сказаний, легенд, мифов.

Издревле славянские народы жили в тесном единении с живой природой, которая давала им для жизни абсолютно всё. Они бережно хранили её, соблюдая заветы своих предков, так как считали себя её частью и ни в коем случае не хозяевами. Поэтому самые разные представители и флоры и фауны нашли своё отражение в верованиях славян. Например, дуб ассоциировался с родовым деревом и богом-громовержцем Перуном. Дуб был мужским деревом, дающим силу, здоровье и плодовитость. Пару дубу составляло женское дерево берёза. В северных губерниях ветки березы втыкали в стены бани, где должна была мыться невеста. Много домашней утвари было изготовлено из этих деревьев: дубовая мебель, а кухонная утварь из берёзы.

Звери тоже были наделены волшебными качествами и нередко сопровождали различные божества. Например, Карачун, он приходит во время сильных морозов, его называли ещё волчьими днями. Изображался Карачун в сопровождении волчьей стаи и медведя-шатуна. До сих пор в обиходе встречаются такие выражения: колотун — сильный мороз или околеть, окочуриться – замёрзнуть. И, конечно же, Карачун – это прообраз Деда Мороза. В России Дед Мороз не случайно одет в доху синего цвета — оттенок мороза, метели и снега.

Славянские народы жили дружно и весело. Много работали, но и для отдыха находилось время. А поводов для радости и веселья было предостаточно. Год был наполнен славянскими праздниками. Особо почитались дни солнцестояния, Святки, Масленица. В эти дни славяне устраивали гуляния, проводили обряды.

Удивительно, но в двадцать первом веке живут старинные ремёсла. Невозможно пройти мимо сувенирных магазинов с множеством предметов, украшенных различной росписью: хохломой, гжелью, мезенской росписью, жостовской. Народное творчество, возрождая и поддерживая древние ремёсла, набирает популярность и прочно держит свою нишу в динамично меняющемся мире.

Хранителями всего этого стали музеи народного зодчества России, библиотеки, школы искусств, дома культуры, конечно, народные умельцы и мастера.

Библиотеки, как хранители литературы и популяризаторы народной культуры, занимают своё важное звено в этом большом круге передачи знаний молодому поколению. Посредством книги, массовых мероприятий приобщение может иметь достаточно широкий охват в силу доступности библиотечных услуг всем слоям населения.

Главный библиотекарь библиотеки № 31
Елена Тушич