«Это было недавно, это было давно»

23 июля исполняется 105 лет со дня рождения поэта — песенника Михаила Львовича Матусовского. Родился Михаил Львович в 1915 году в Луганске в семье Льва Моисеевича и Эсфири Михайловны Матусовских. Дом их находился в Полтавском переулке.

Лев Моисеевич был известным в городе фотографом. На вид он казался грозным, но на самом деле был спокойным человеком с ласковым голосом. Мама, Эсфирь Михайловна, была домохозяйкой, и Михаил Львович очень любил ее и посвятил ей много поэтических строк.

«Как кочергой она в печке гремела,

Ставя на пламя чугун или медь

Как свои коржики делать умела

Этого вам никогда не суметь.

Как заводила на кухне беседу,

Мудро решая любые дела.

Как помогала на кухне соседу

Словом, деньгами и всем, чем могла.

Как ухитрялась оказывать милость 

Так, что спасенный заметить не мог».

Михаил учился в средней школе №13 в городе Луганске. Когда он учился в пятом классе в газете «Луганская правда» было напечатано первое стихотворение «Велопробег». «Я скупил тогда целую пачку «Луганской правды» и не мог оторваться от полосы с моими строками. Я повторял их про себя, декламировал и находил их просто прекрасными» — писал он позднее. Михаил Львович говорил, что его талант заметила учительница и всячески поддерживала его стремление сочинять стихи. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он посвятил впоследствии стихи «Школьный вальс», ставшие позднее популярной песней.

По окончании строительного техникума в Луганске он работал на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах. В 1933 – 1934 годах учился в Донецком институте народного образования, но вскоре бросил его и уехал в Москву. В 1939 году окончил Московский институт философии, литературы и истории имени Н.Г.Чернышевского. После окончания МИФЛИ Матусовский продолжил обучение в аспирантуре на кафедре древнерусской литературы, Однако на защиту диссертации, назначенную на 27 июня 1941 года, он не явился, потому что началась Великая Отечественная война. Он на второй день был мобилизован и направлен на фронт. По ходатайству научного руководителя Матусовского, академика Н.К.Гудзия, диссертация в виде исключения, была утверждена в его отсутствие.

В годы Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Был ранен, награжден орденами и медалями. Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944) и другие стихи. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Большой удачей считал песню «Вернулся я на родину», в которой говорится о том, как после окончания войны автор возвращается в свой родной город.

«Вернулся я на родину. Шумят берёзки встречные.

Я много лет без отпуска служил в чужом краю.

И вот иду, как в юности, я улицей Заречною,

И нашей тихой улицы совсем не узнаю».

Музыку к этой песне написал Марк Фрадкин, первым исполнителем стал Леонид Утёсов. «Я был счастлив и горд, когда её начал петь Леонид Утёсов… После него я поверил в силы и возможности песни», – писал поэт.

В послевоенные годы вышли в свет книги : «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957), «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982), «Семейный альбом» (1983) и многие другие.

Всесоюзная популярность к нему пришла в 1957 году вместе с песней «Подмосковные вечера». С композитором Василием Соловьевым-Седым Матусовский писал ее для картины «В дни спартакиады». Художественному совету песня не понравилась, и авторы даже решили, что это их творческая неудача. Фильм зрителей не заинтересовал, а вот песню полюбили.

«Не слышны в саду даже шорохи,

Всё здесь замерло до утра.

Если б знали вы, как мне дороги

Подмосковные вечера,

Если б знали вы, как мне дороги

Подмосковные вечера.

Речка движется и не движется,

Вся из лунного серебра.

Песня слышится и не слышится,

В эти тихие вечера»

 Эльдар Рязанов говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», ему ещё при жизни можно было памятник ставить.

Песня «С чего начинается родина», воспринимается как лирический монолог каждого, кто вырос в России. Автору нужно было обладать мудростью философа, чуткостью психолога и мастерством художника, чтобы так просто сказать о дорогом и важном для каждого человека.

«С чего начинается родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается,

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях,

У нас никому не отнять.

С чего начинается родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается,

С весенней запевки скворца,

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается,

Со стука вагонных колёс,

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс…

С чего начинается родина?».

Последняя строка осталась без ответа. Поэт словно давал возможность каждому из нас продолжить эту тему о чем-то своим, личном.

Песня «Школьный вальс» (музыка И. Дунаевского) начинается с таких строк: 

«Давно, друзья веселые,

Простились мы со школою,

Но каждый год мы в свой приходим класс.

В саду березки с кленами,

Встречают нас поклонами,

И школьный вальс опять звучит для нас».

Из книги воспоминаний Матусовского «Семейный альбом» узнаём, что у его учительницы был прототип — Мария Семёновна Тодорова, учившая Мишу Матусовского в довоенном Луганске русскому языку и литературе. Они потеряли друг друга из виду, но, услышав «Школьный вальс», Мария Семёновна откликнулась, и поэт узнал, что довелось пережить его учительнице в оккупированной Одессе, где она осталась с детьми. Ее муж погиб в самом начале войны. «Педагог, человек спокойной профессии, становится участником подполья, проходящим мимо часовых, проникающим сквозь двойную колючую проволоку, действующим под носом у опытных гестаповцев. Не могу понять, где находила силы маленькая женщина для всего этого». В рассказе поэта и боль, и гордость, и желание защитить свою учительницу, как и родителей, от всех страданий и бед. Песня «Школьный вальс» был создана раньше, чем Михаил Львович узнал, что происходило с Марией Семёновной в годы войны.

«Но где бы ни бывали мы,

Тебя не забывали мы,

Как мать не забывают сыновья.

Ты — юность наша вечная,

Простая и сердечная

Учительница первая моя».

Песня «Старый клён» (музыка А. Пахмутовой), «стучит в стекло, приглашая нас с тобою на прогулку».

«Старый клён, старый клён,

Старый клён стучит в стекло,

Приглашая нас с друзьями на прогулку.

Отчего, отчего,

Отчего мне так светло?

Оттого, что ты идёшь по переулку».

Автор дарит нам красивые лирические строки: 

«Снегопад, снегопад,

Снегопад давно прошёл,

Словно в гости к нам весна опять вернулась.

Отчего, отчего,

Отчего так хорошо?

Оттого, что ты мне просто улыбнулась».

Песня «Махнем, не глядя» была написана в 1967 году. Поэт не понаслышке знал, что такое «махнуть не глядя». Это неписаный обычай Великой Отечественной войны. Советские военнослужащие, независимо от звания, обменивались личными вещами на память, не зная заранее, что на что меняют. Этот интересный обычай и лег в основу песни. Музыку написал композитор Вениамин Баснер. Песня «Махнем, не глядя» из кинофильма «Щит и меч». И хотя главные герои — разведчики, а в песне поется о простых пехотинцах, по духу она хорошо вписалась и полюбилась миллионам зрителей.

«Прожектор шарит осторожно по пригорку,

И ночь от этого нам кажется темней.

Который месяц не снимал я гимнастерку,

Который месяц не расстегивал ремней.

Есть у меня в запасе гильза от снаряда,

В кисете вышитом душистый самосад.

Солдату лишнего имущества не надо,

Махнем, не глядя, как на фронте говорят».

«Солдат хранит в кармане выцветшей шинели

Письмо от матери и горсть родной земли.

Мы для победы ничего не пожалели,

Мы даже сердце как НЗ не берегли.

Что пожелать тебе сегодня перед боем?

Ведь мы в огонь и дым идем не для наград.

Давай с тобою поменяемся судьбою,

Махнем, не глядя, как на фронте говорят».

Песня «Берёзовый сок» (музыка В.Баснера), покоряет картиной пробуждающейся природы, нежной любовью к родной земле. С первыми строками мы входим в весенний лес:

«Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

То плачут берёзы, то плачут берёзы».

И возникает образ Родины, что щедро поила берёзовым соком своих сыновей, и те, кто сегодня за её пределами, хранят об этом «нетленную память».

«Открой нам, Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком,

И так же, как в детстве, меня напои

Берёзовым соком, берёзовым соком».

Берёзовый сок проходит сквозь песню как символ — сначала весны, затем Родины.

Песни Матусовского знают и любят в нашей стране. Живя в Москве, Михаил Матусовский никогда не забывал о своей малой родине — Луганске. «Я перечитал все его стихи и отбирал то, что касается Луганщины и Донбасса. Он черпал там силу и вдохновение», — рассказывал издатель сборника стихов Михаила Матусовского Николай Челомбитько.

Рукописи, книги, пластинки из кабинета Матусовского хранятся в одном из залов музея истории и культуры города. Год назад в ходе боевых действий снаряд пробил стену, где находится мемориальная комната Матусовского. Экспонаты чудом уцелели. В будущем земляки и поклонники творчества поэта намерены открыть его музей и проводить музыкальные фестивали памяти Матусовского. На родине поэта в Луганске установлен памятник, замечательному сыну, земли Луганской.

Халитова Л.Н., гл. библиотекарь