Фронт в тылу врага. Партизанские повести Василя Быкова.

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы не можем не вспомнить тех, кто воевал в тылу врага, наносил стремительные болезненные удары из подполья, кто не давал фашистам чувствовать себя в безопасности ни днем, ни ночью. 29 июня в нашей стране отмечается День партизан и подпольщиков.

Дата партизанского праздника была выбрана не случайно. Именно 29 июня 1941 года вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), адресованная партийным и советским организациям прифронтовых районов страны о необходимости организовывать на захваченной врагом территории партизанские отряды. Уже через полгода после выхода Директивы, к концу 1941 года, численность партизан доходила до 90 000 человек, а партизанских отрядов — более 2000. Всего за годы войны в 1941—1944 годы в тылу врага на оккупированной территории СССР действовали 6 200 партизанских отрядов и соединений — более одного миллиона подпольщиков и партизан всех возрастов, включая женщин и детей.

«Поднимайтесь, воины народа,
Партизаны сел и городов.
Наша честь и правда и свобода
Голос свой слили в единый зов.

Отстоим родную землю грудью,
Мы не зря в боях ее прошли.
Не хотим — так значит и не будет,
Не топтать врагу родной земли!

Все в ружье! Сосед зови соседа!
Нас связала общая борьба.
Если жертвы требует победа —
Лучше смерть в бою, чем жизнь раба».

М. Голодный, Боевая партизанская песня, 1941 г.

О партизанах написано не так много. Одним из тех, кто без прикрас описал партизанскую жизнь, был советский белорусский писатель Василь Быков. Быков сам принадлежал к фронтовому поколению, воевал с 1942 года на Втором и Третьем Украинских фронтах, дважды был ранен, закончил войну в звании старшего лейтенанта. К партизанской теме он обратился, будучи уже известным писателем. Вот что говорил об этом сам Василь Владимирович: «В партизанскую стихию я окунулся уже после войны. Многочисленные встречи с бывшими лесными бойцами, их рассказы-исповеди, архивы… Меня буквально потрясло то, что я открыл для себя. Сколько героизма и мужества, причем героизма массового, всенародного! Я убедился, что партизанская тема открывает перед писателем огромные возможности. Борьба с врагом на оккупированной территории дает наибольшие возможности для исследования проблемы выбора. Человеку постоянно приходиться делать выбор — и в малом, и в большом. Во время же войны выбор значил все, от него зависело — жить или умереть».

В цикл «партизанских повестей» писателя вошли: «Круглянский мост» (1968 г.); «Сотников» (1969 г.); «Обелиск» (1971 г.); «Волчья стая» (1975 г.); «Пойти и не вернуться» (1978 г.). 

В каждом из этих произведений Быков стремится показать нравственный выбор героев, который им приходится делать в наиболее драматичные моменты их жизни, превратности военной судьбы партизан в Великую Отечественную войну, самоотверженность и мужество одних и малодушие и предательство других. Как сохранить достоинство, совесть, честь, не сломаться, не струсить, не предать, где та граница, переступив которую человек утрачивает себя? – вот те вопросы, которые волнуют писателя. 

В «партизанских повестях» автор избегает идеализации, возвеличивания своих героев и рассказывает о величайшей трагедии нашей страны глазами обычного человека, простого солдата и высказывает ту правду, которую знал и пережил сам, настоящую «окопную правду» войны.

Из своего военного прошлого писатель вынес твердое убеждение: «Во время войны, как никогда ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой  нравственности, незыблемость основных моральных  критериев». Война просвечивала человека рентгеновскими лучами, проявляла его истинную сущность, обнажала самые потаенные закоулки его души. И то, как меняется человек в экстремальных условиях, становится главной темой творчества Быкова. 

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» в 1974 году Василю Быкову была присвоена Государственная премия СССР. 

Повесть «Сотников» была экранизирована одним из самых талантливых режиссеров советского кино – Ларисой Шепитько. Фильм «Восхождение» вышел на экраны в 1977 году, получил множество призов на Международных кинофестивалях, в том числе стал первым советским фильмом, удостоенным высшей награды «Золотой медведь» кинофестиваля в Западном Берлине.  

Война не отпускала Василя Быкова, как и других писателей-фронтовиков, до конца жизни. Символично, что и ушел он в воскресный день, 22 июня 2003 года. 

Иванова Ю.А.