«Когда по городу проходишь просто так…»: иркутский поэт Виталий Науменко

Виталий Владиславович Науменко – известный поэт, прозаик, переводчик, литературный редактор, критик, драматург, сценарист, не в столь далеком прошлом сменивший свое место жительства с Иркутска на Москву и вновь вернувшийся на родину. Отдел краеведческой литературы и библиографии ЦБС на страницах нашего сайта познакомит своих гостей и постоянных посетителей с творчеством молодого талантливого иркутского писателя.

Виталий Науменко – член Союза российских писателей и Международного ПЕН-центра (общественная организация, аналог Союза писателей). Является лауреатом премии имени Виктора Астафьева (Красноярск), журнала «Интерпоэзия» (Нью-Йорк) за лучшее оригинальное стихотворение года, победитель Волошинского конкурса (Коктебель) за поэму «Радищев». Им написано пять поэтических книг, последние из них – «Присутствие» (Иркутск, 2001) и «Юноша в пальто» (М., Издательство Елены Пахомовой, 2011). Публиковался в журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Арион», «Новая юность», «Урал», «Сибирские огни», «День и ночь», «Крещатик», «Аксьон поэтик» (Париж), «ИФ» (Марсель) и многих других. Он был основателем, вместе с Анатолием Кобенковым, альманахов «Иркутское время» и «Зеленая лампа», Иркутского фестиваля поэзии на Байкале, литературной премии имени Сергея Иоффе.

Родился Виталий Науменко 27 мая 1977 года в городе Железногорск-Илимский. Окончил филологический факультет Иркутского государственного университета.

Город, где прошли студенческие годы и молодость поэта, где были первые пробы пера, стал стартовой площадкой для Наумова в мир литературы. Его провинциальный город, где «… голубых кровей ветви и деревья», где «Музыка теснится на ветвях, И река задумчиво дымится…», нашел глубокое отражение в творчестве, ему автор посвятил циклы стихов, один из которых так и называется «Когда по городу проходишь просто так…» (2005):

Город, город – выгоревший сад, Где проходит юноша в пальто, Улицу и мир не узнавая. И на полдороги отцветая, Снег пережидает снегопад. («Панорама с выходом на Шпиль…»)

Владимир Яранцев, известный литературовед, критик, в начале 2000-х годов в своей статье «Поэзия молодых» отметил поэзию так называемых «барочных» поэтов Иркутска, которые, «…согласно мнению редколлегии серии, призваны «восстановить связь времен» и, так сказать, помочь ощутить на наших устах пряный привкус серебра былой поэзии [Баратынского] … Как же звучит и чем блещет стих его далекого поэтического потомка-иркутянина В. Науменко, назвавшего свой труд «Бессвязное молчанье»? В стихах В. Науменко прежде всего импонирует форма, строение и построение стихового потока. Как-то нечаянно, исподволь, все это поэтическое вещество вдруг выкристаллизовывается во вполне добротное произведение со всем полагающимся набором сравнений и метафор, внезапных откровений и рифм».

Науменко за свою уже многолетнюю деятельность на литературном поприще достаточно остро отточил свое поэтическое перо, перо прозаика, переводчика, критика. В его статьях отражено творчество многих поэтов, как известных, так и начинающих: поэта Станислава Ливинского (Ставрополь), московского поэта, переводчика Германа Власова, поэта, прозаика, критика, эссеиста, переводчика Вадима Муратханова (Ташкент), поэта, прозаика нового поколения Веры Полозковой, московской поэтессы и переводчика Галины Климовой, поэта, редактора корпоративного журнала Геннадия Каневского (Москва), русского и американского поэта, эссеиста, переводчика, редактора международного журнала поэзии «Интерпоэзия» Андрея Грицмана и других.

Много работ Науменко размещено в журнале «Интерпоэзия», основанном в 2002 году. Журнал публикуется в США и выходит в электронной версии на «Журнальном зале» с 2004 года.

Среди многочисленных публикаций Науменко есть статьи, посвященные памяти его коллег, поэтов, друзей: Надежды Ярыгиной («Между будущим – недалеким, и прошедшим – не столь далеким…». 2017), Анны Яблонской, Александра Ткаченко, Анатолия Кобенкова и других.

Автор пишет: «…не стало и Нади Ярыгиной, которая одним своим присутствием освещала не то чтобы радужный иркутский литературный пейзаж. Ее уход и обиден в том числе тем, что без ее жизнелюбия и погруженности уж скорее в будущее, а не в прошлое (заголовок – цитата из ее стихотворения) нам многого не хватает. Понимания самих себя в том числе».

Прощальное слово Науменко для Анны прозвучало так: «Хоронить тех, кто моложе тебя, куда страшнее. Остается зазор нереализованности, непрожитости, невозможности понять, к чему человек шел и чего мог бы достичь. В аэропорту Домодедово 24-го января одной из погибших при теракте стала 29-летняя Аня Яблонская – драматург, поэт, автор «Интерпоэзии»… Я поминутно помню, как встречал ее в том же «Домодедово» несколько лет назад. Помню ее растерянность перед огромной и непонятной для дебютантки Москвой. Первую ее премьеру. Премьеру на коленке, потому что тогда ее драматургия была совсем детской. Начинала она со стихов, но очень быстро поняла, что ей нужно совсем другое: не локальный успех в Одессе… Ей нужно было пространство. И театральное оказалось впору…».

В очерке «Памяти Александра Ткаченко» Виталий Науменко пишет: «…Футболист, ставший поэтом, поэт, ставший правозащитником, правозащитник, ставший чиновником (всё равно оставаясь поэтом); чиновником, тянущем на себе воз претензий многочисленных членов Русского ПЕН-клуба, каждый из которых доставлял ему, кажется, столько проблем, что и на одного-то жалобщика или спорящего тысячу Ткаченко надо. Он сколотил свою команду. В нее по чистой случайности на какое-то время вошли я и мой друг Санджар Янышев. Мы сторожили здание ПЕН-центра. Вот такая проза. Но Ткаченко принял нас туда именно потому, что знал, насколько нам сложно приходится и насколько нам нужна была на тот момент хотя бы временная работа. Он знал, что мы поэты. Это – выражение цеховой солидарности, поступок…».

Есть у поэта стихотворение, посвященное памяти друга и учителя – Анатолия Кобенкова («Пунктиры, тире…»):

…Значки, запятые, пунктиры, тире,
Мрак в сужающейся квартире,
Распахнутой настежь земле…

(В. Науменко)

Про Анатолия Кобенкова Виталий Науменко писал много раз: «…Он прошел огромный поэтический путь, на протяжении которого бывал очень разным. Сейчас, наверное, имеет смысл говорить о совсем недавних стихах Кобенкова, тем более что именно из них составлена подборка, предлагаемая читателям «Интерпоэзии». Стихи эти по-своему страшные, они об уходе: из Города, и далее – из мира. Они печальны и одновременно светлы, но печаль их светла не по-пушкински, иначе… Они не соперники нам, а куда вернее – ангелы-хранители… И свет – не в мимолетном дуновении печали, как у Пушкина, а в ровном, хотя и пронизывающем душу дыхании неизбежного расставанья…» (В. Науменко. Иркутская история. О поэтах Восточной Сибири).

Одно из последних публицистических произведений известного прозаика, эссеиста, литературного критика Виталия Владиславовича Науменко вышло в свет в 2017 году под названием «Там, где я не был», в котором воспоминания автора, основанные на записях, сделанных в начале 2000-х годов в поездке в Париж, причем он, «… не придавая им никакого значения, а сейчас оформил как смог, не меняя и не прибавляя практически ничего, разве две-три реплики из времени сегодняшнего, в котором многое изменилось» (В. Науменко). Науменко был приглашен выступать в Европу с небольшой группой сибирских поэтов, среди которых был и друг Виталия Анатолий Иванович Кобенков. Наумов писал: «В то, что Париж существует, верилось и не верилось. И мне, и Анатолию Кобенкову, годящемуся мне в отцы, а вот его дочь Варя… наверное, воспринимала все происходящее как должное… не верилось – по той причине, что он [Париж] пребывает в нас как мечта, он – только представление, которое не может никоим образом соприкасаться с реальностью…». Наумова тогда поразила «вальяжность» города, где «никто не торопится, не бегает, не кричит», как отмечает автор: «Вино не пьется залпом – это все знают, и парижане как будто смакуют жизнь, растягивают ее… Сена текла как и должна была течь».

И много других интересных открытий, впечатлений, наблюдений выносит автор из этой удивительной поездки в Париж, как о городской неспешности парижан, французской поэзии, так и о русской эмигрантской литературе, православном кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, на котором похоронены Георгий Иванов, Гиппиус, Мережковский, Ремизов, Бунин, Шмелев, Тэффи, Андрей Тарковский, Булгаков и др., и о многом другом, что легло воспоминанием пятнадцатилетней давности в замечательный очерк писателя «Там, где я не был».

«…Больше всего на свете мне нравится путешествовать… мир такой огромный. Хочется его посмотреть…». Эти слова героини Науменко из журнального варианта «Дневник Наташи» в полной мере можно отнести и к самому автору.

Куда бы не заносила судьба поэта, прозаика, критика, драматурга, переводчика Виталия Науменко, он снова и снова возвращается туда, где прошло его детство и юность. И вновь посвящает свои стихи родному городу: «Панорама с выходом на Шпиль …», «Ты ли жил, провинциал, у моря…» и многие другие.

Туманы севера – весёлые туманы, сквозь ваш бесцветный гнёт я вижу, небо в кружке оловянной ко мне плывёт. О город, заражённый белокровьем, не мы приехали, дела нас привели, и, словно листья, бросили на кровли, и, как траву весной, сожгли. (посв. Усть-Илимску)

Федотова О. А., гл. библиограф ОКЛиБ

 

Список публикаций В. В. Науменко

Книжный ряд [о книгах Натальи Поляковой, Инги Кузнецовой, Хельги Ольшванг] // Интерпоэзия. 2017. № 2 [Электронный ресурс].

Там, где я не был : Публицистика // Сиб. огни. 2017. № 2.

Блю : Короткая повесть // Новая юность. 2016. № 6.

Самопародия : Перевод с укр. // Крещатик. 2016. № 3(73).

Время и место [о творчестве Алексея Алехина] // Знамя. 2015. № 10.

«Лодка в наклонной воде…» [о творчестве Ирины Ермаковой. Седьмой] // Знамя. 2015. № 6.  

Колядки : Проза // Сиб. огни. 2014. № 1 ; № 11.

Смертельный номер [Рассказ] // Дружба народов. 2014. № 11.

Дней перочинная речь [Стихи] // Дружба народов. 2013. № 6.

Два рассказа  [Случай на театре.   Веселое озеро] : Проза // Сиб. огни. 2012. № 11.

Радищев  :  Короткая поэма // Сиб. огни. 2012. № 4.

Стеклянная утка [Рассказ] // Новая юность. 2012. № 6(111).

Юноша в пальто. – М., 2011.

Окно для человека [Стихи] // Интерпоэзия. 2010. № 2 [Электронный ресурс].

Открытый горизонт [о книге Владимира Берязева «Ангел расстояния»] // Интерпоэзия. 2010. № 1 [Электронный ресурс].

Памяти Анны Яблонской // Интерпоэзия. 2010. № 3 [Электронный ресурс].

Перевернутый человек  [Стихи] // Новый мир. 2010. № 2.

Побег «черного зайца» [о творчестве Б. Ю. Поплавского] // Новая юность. 2010. № 3(96).

[Стихи] // Арион. 2009. № 2.

Пунктиры, тире… [Стихи памяти Кобенкова] // Интерпоэзия. 2008. № 1 [Электронный ресурс].

«Вергилий, веди нас…» :  Поэзия // Сиб. огни.  2007. № 10.

Дневник Наташи // Новая юность. 2007. № 5(80).

Памяти Александра Ткаченко // Интерпоэзия. 2007. № 4 [Электронный ресурс].

…Что я здесь жил    [Стихи] // Новая юность. 2005. № 2(71).

Иркутская история. О поэтах Восточной Сибири // Интерпоэзия. 2005. № 2 [Электронный ресурс].

Когда по городу проходишь просто так. Новые стихи // Интерпоэзия. 2005. № 3 [Электронный ресурс].

Треугольник света [Стихи] // Октябрь. 2004. № 5.

[Стихи] // Арион. 2003. № 3.
Психея в странствии ночном…  :  Поэзия // Сиб. огни.  2002. № 4.

Сентиментальный наблюдатель [М. Симонов] : Критика // Сиб. огни.  2002. № 6.

Присутствие. – Иркутск, 2001.

 

О нем

Коровин, А. Волошинский конкурс – 2011 [В. Науменко. Радищев  :  Короткая поэма] / Андрей Коровин // Сиб. огни.  2012. № 4.

Яранцев, В. Поэзия молодых: [Виталий Науменко. Бессвязное молчание : Стихи] / Владимир Яранцев  // Сиб. огни. 2001. № 1.