Увлечения и интересы Владимира Маяковского

«Великий пролетарский поэт» был чрезвычайно экспансивным человеком. Со всей страстью погружался Владимир Маяковский в тот объект, который вызывал у него интерес.

Вот и азартным играм Маяковский отдавался самозабвенно. Рулетка и бильярд были для него отдушиной от жизненных и профессиональных невзгод. Поэт никогда не играл на «интерес», но и денежный выигрыш не был для него самоцелью. Но быть первым во всем, в том числе и за игровым столом — это было неистребимым желанием Маяковского. «Кто сегодня будет моей жертвой?» — с этими словами поэт заходил в бильярдную.

Игру на бильярде Маяковский освоил виртуозно и слыл в Москве одним из самых сильных игроков. Не раз за бильярдным столом он сводил литературные счеты. Например, один из критиков, разгромивший поэта в печати, затем неосмотрительно вызвал Маяковского и к столу, не подозревая о его силе как игрока. Критик был разгромлен в пух и прах, по уговору полез под стол. Поэт не преминул «добить» противника, огласив на всю бильярдную следующий вердикт: «рожденный ползать писать не может!» (по воспоминаниям театрального деятеля Б.М. Филиппова). Постоянно играл Маяковский и с Булгаковым, который также любил бильярд.

Побеждал Маяковский не всегда. Удача и мастерство неоднократно изменяли ему. Известны его расписки, в которых он обязуется вернуть деньги, проигранные на бильярде. Когда же денег не было, либо победитель был слишком настойчив, поэт мог расплатиться будущим гонораром. Впрочем, на деньги Маяковский играл не всегда.

1926 год, Ялта, нежный морской бриз, прекрасная двадцатипятилетняя Рина Зелёная. Молодая актриса славилась неплохой игрой в бильярд. Именно Рину пригласил Маяковский в этот вечер стать его достойным соперником, условились, что если победит Маяковский — все в зале ставят ему по бутылке вина, если Рина — то Маяковскому придется угостить каждого присутствующего в зале. Актриса вспоминает, что не могла отказать в игре Маяковскому, потому что он был чем-то расстроен, но и играть с ним было боязно. Поэт виртуозно владел кием даже левой рукой. Рина Зелёная тогда выиграла партию, доставив своей вдумчивой тактикой удовольствие Маяковскому.

Способности к рисованию в Маяковском проснулись очень рано. Их разглядел художник Сергей Краснуха. Когда мальчику было 7 лет, живописец стал заниматься с ним совершенно бесплатно.

Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и карандаш.

В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. В художественное объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин.

Владимир Маяковский «художничал» не только на работе. Он рисовал портреты любимых женщин и знакомых, писал живописные полотна и делал иллюстрации к своим произведениям.

Репин хвалил рисунки Владимира Владимировича и однажды пообещал: «Я все же напишу ваш портрет!» — «А я ваш», — отозвался Маяковский и тут же, в мастерской, сделал несколько моментальных набросков, которые, несмотря на свой карикатурный характер, вызвали жаркое одобрение художника: «Какое сходство!.. И какой — не сердитесь на меня — реализм!».

Репин действительно хотел сделать портрет поэта: ему было интересно написать шикарные волнистые волосы Маяковского. Но в назначенный день поэт явился к нему, обрившись наголо.

В начале ХХ века Маяковский увлекался кинематографом. Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и ставил картины. Актерский дебют поэта состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и хулиган». Картина была такой популярной, что ее несколько раз возвращали в прокат. Современники Маяковского вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма очень радовался.

В том же году режиссер Никандр Туркин снял фильм по сценарию Маяковского — «Не для денег родившийся». Поэт сыграл главную роль. В том же качестве — сценариста и актера — Владимир Маяковский появился и в другом фильме Туркина. В фантазийной немой ленте «Закованная фильмой» его возлюбленной стала Лиля Брик.

Когда для большинства советских людей зарубежные вояжи были непозволительной роскошью, Маяковский выезжал за пределы России ежегодно. Путешествовать по миру поэт любил. Но боялся…

«Мне необходимо ездить. Обращение с живыми вещами почти заменяет мне чтение книг», — писал Владимир Маяковский.

С 1922 по 1927 год Владимир Маяковский объехал 54 города Советского Союза и девять раз побывал за границей, в том числе и в Америке, куда он всегда мечтал попасть. «Маяковский в узком кругу обычно мало рассказывал о том, что видел. Зато в публичных выступлениях, в стихах, он выкладывал все, что накопилось у него там, на чужбине», — вспоминал друг поэта, художник Александр Родченко. «Володя привозил с собой туго набитые чемоданы», имея в виду не только багаж приятных впечатлений, но вполне себе осязаемые вещи. «Чего тут только не было! — писал Родченко. — Книги и журналы по искусству, плакаты, театральные афиши, каталоги выставок, проспекты, фотографии».

Владимир Маяковский нисколько не кокетничал в стихотворении «Я люблю зверье»: к собакам он действительно относился со всей нежностью. Его первым питомцем была Щеня — помесь дворняги с сеттером.

Как вспоминала Лиля Брик: «Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, большеголовые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца. Мы стали звать Владимира Владимировича Щеном. Стало два Щена — Щен большой и Щен маленький».

Потом у поэта появился и французский бульдог Булька, которого он привез из Парижа в подарок Лиле Брик. Но Маяковский сам так привязался к этой собаке, что она сопровождала его везде и всюду. Булька была с Маяковским и в его последний день жизни.

Попова Татьяна, зав. библиотекой

Источники:
https://muzeimayakovskogo.ru/mayakovsky/biography/
https://www.culture.ru/materials/253643/turist-vladimir-mayakovskii